Костанайский биг-бэнд сообщил о гран-при, порадовал джазом и объявил: фестиваля не будет
Лика НОВИКОВА
Зал областной филармонии, где биг-бэнд дал концерт 15 ноября, был переполнен: все места заняты, доставляли стулья, а некоторые любитель джаза слушали музыкантов стоя.
Перед началом программы ведущий Вячеслав АВДЕЕВ объявил: в этом году традиционного фестиваля Jazz-Bomond не будет.
- Идет сокращение бюджета и фестиваля не будет. Решили, что проведем его в следующем году, - пояснил «НГ» руководитель костанайского биг-бэнда Александр ЕВСЮКОВ. - Печально, конечно, наш фестиваль в республике, и не только, занимал определенную нишу в джазовой среде. Очень много исполнителей по сей день звонят и спрашивают, будет ли фестиваль. В следующем году, думаю, он точно состоится - у нас и тяга к нему большая в области, и в республике хорошее развитие джазового искусства. Это дело времени.
Вечер начался с джазового стандарта, а вот дальше перетек в попсовую музыку: вспомнили и Добрынина, и казахстанских звезд.
- Из Казахстана в Россию-2015, - объявил Авдеев. - «Я поднимаю руки» - так спел Лепс в свое время, спел, считаю, так себе. Мы делаем это лучше.
На сцену вышел певец Сапар Молдабеков.
- А чего ж так на Лепса похоже? - отреагировала соседка слева.
Но зал принял композицию на «ура!».
После знакомых многим попсовых композиций биг-бэнд исполнил композицию из оперы Римского-Корсакова «Садко».
- Слова у песни есть, но вы их не услышите, - отметил Авдеев.
Это произведение композитор написал для флейты,но костанайский джазовый оркестр сыграл солирующую партию на тромбоне. Зал бурно аплодировал, а по ходу композиции многие зрители хлопали, отбивали ритм и притопывали ногами.
- Александр Сергеевич, а действительно Конев (Евгений Конев, флейтист - «НГ») опоздал на репетицию, на которой должен был играть песню индийского гостя, и под руку попался Адильбек Бабакулов?
- А что делать, иногда и так случается, - подтвердил Евсюков.
Порадовал зрителей наш биг-бэнд сообщением о гран-при, который вручили костанайцам на международном этно-фолк-джаз фестивале, впервые прошедшем в столице Казахстана в День Астаны. Фестиваль провела Ассамблея народа Казахстана, участвовала 18 коллективов, из отечественных - биг-бэнды Астаны, Алматы и Костаная.
- Очень много оригинальных коллективов было из Турции, приехали наши ближайшие соседи - Таджикистан, Киргизия, - рассказал зрителям Евсюков. - У них этно-джаз в очень хорошей форме, а у нас есть несколько годных коллективов в Алматы, есть несколько исполнителей, которые себя хорошо зарекомендовали в этом направлении. У нас тоже была задумка - пригласить в программу фестиваля джазового этно-исполнителя, но не получилось. Думаю, что синтез народной музыки Дины, Даулеткерея, Курмангазы, вот если в корень посмотреть, по ритмике эта мелодия созвучна джазовой музыке. Айтысы как раз соответствуют уровню импровизационного искусства, характерного для джазовой музыки. Это мы и продемонстрировали в Астане. Мы получили высокую оценку и приглашение на следующий фестиваль, он пройдет в следующем году.
Костанайцы получили главный приз за аранжировку народной мелодии Жаяу Мусы «Ак сиса», которая костанайскому зрителю тоже понравилась.
- Композицию приняли очень хорошо, я, честно говоря, не ожидал. Мы хорошо ее сыграли в Астане, потом мы несколько раз в рядовых концертах ее играли, воспринимают, хотя такого ажиотажа не было, - сообщил «НГ» Александр Сергеевич. - У нас есть в планах еще несколько композиций. На фестиваль ведь брали домбриста, кобызиста, были национальные инструменты, а когда приехали домой, убрали эти инструменты, оставив только джазовый состав биг-бэнда. И пьеса зазвучала по-другому. Эксперименты такие в любом случае нужны, мы будем их проводить. Когда мы выезжаем за пределы Казахстана, там очень любят казахскую национальную музыку, особенно когда есть кобыз, домбра, это вызывает очень высокий интерес.
Но вернемся к концерту, который продолжила драйвовая композиция «Куда ты, туда и я». Перед выступлением ведущий вспомнил ее автора и исполнителя.
- Вы помните, на шоу «Голос» в 2013 году был такой певец, Градский тогда сказал, что было «полное ощущение чернокожего исполнителя». Это был Андрей Давидян, - вспомнил Авдеев. - Мы уже готовили эту композицию, когда нам пришло известие из Москвы - музыкант скончался после инсульта. Снимать номер с программы мы не стали. Лучшая память для артиста – аплодисменты.
Подпевал без остановки и аплодировал зритель под композицию «Арго» грузинской группы «Иверия».
- Джаз – музыка, которая требует глубокого эмоционального восприятия и определенной жизненной ситуации, - поделился с «НГ» после концерта Александр Евсюков. - Молодежь, может, и ходила бы на эти концерты, мы сами виноваты - мы не так много их даем. Мы планируем ввести систему абонементных концертов джазовой музыки и разных ее стилей для средних учебных заведений, думаю, со следующего года мы это введем. Молодежь надо к этому приобщать. Тем более, что многие уходят в рок-музыку, а это одно из направлений, вышедшее из джазовой музыки. Недаром у нас есть произведения джаз–роковые, которые молодежь хорошо воспринимает.
- Вообще, самая большая проблема - это размер нашего города, - добавил Вячеслав Авдеев. - У нас необходимо сохранить то, что есть. Проблема маленького города. Завтра «блондины» из первой линии уйдут (музыканты в возрасте, Авдеев намекает на их седину - «НГ»), а кто придет, откуда? А если кто-то более или менее виртуозен, он начинает искать, где заработать, и ищет, куда бы уехать.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Последние новости