Григорий КОПАНИЧУК: Что наша жизнь? Игра?
Наступившие каникулы, как правило, не вызывают вопроса, чем бы на них заняться. Разумеется, отдыхом – часто не очень активным, и играми - чаще всего компьютерными. «Что наша жизнь? Игра!», - картёжник Германн предвидел развитие нашего общества за два столетия вперед, но масштаб игромании, охватившей весь мир, представить не мог.
Азартным играм несколько тысячелетий от роду, на их совести разоренные аристократы, сошедшие с ума офицеры, убийства и прочие злодеяния, но всеобщей поражающей силы они не представляли. Чтобы проводить время за ними, человек должен был куда-то идти, иметь деньги или какие-то материальные ценности, да и возрастные ограничения имели место быть. С развитием электронных технологий и Интернета все вышеперечисленное перестало быть актуальным, компьютерные игры вошли в каждый дом.
Не так давно мировая паутина стала доступна каждому, но уже сейчас в рядах игроманов и интернет-зависимых немало взрослых людей, имеющих семью и детей. Избавиться такому человеку от своего недуга непросто, так как признавать его он не желает. Не для того он предпочел вирт реалу, в котором не нашел себя.
То есть социальные, культурные и образовательные проблемы есть, но до сих пор нет официально признанной методики диагностики и лечения. Эта сфера – скорее поле деятельности «целителей», чем дипломированных специалистов. В психологической помощи нуждаются, прежде всего, родственники интернет-зависимого, они вынуждены жить под одной крышей с нездоровым человеком, часто игнорирующим нужды и заботы семьи.
Как и другие социальные недуги, игроманию легче предотвратить, чем вылечить. Но если в борьбе с алкоголизмом и наркоманией можно и нужно рассчитывать на государственную поддержку и законы, то мировая паутина запретами и указами регулируется не столь эффективно. Трудно запретить общение людей друг с другом в виртуале или работу в Интернете. И если взрослый человек с развитой силой воли и психикой все-таки способен регулировать свое интернет-пространство и соотносить его со своим местом в социальной жизни, то детям без помощи родных и близких здесь не обойтись. Если малышу дают планшет, чтобы он не занимал родительское время и внимание, а покупку смартфона младшему школьнику оправдывают желанием «быть как все», то последствие в виде неспособности ребенка учиться должно быть ясно осознано.
Классики детской психологии утверждают, что значение детской игровой деятельности невозможно переоценить. В игре формируется подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развиваются память и целенаправленность. Игра создает зоны ближнего развития, готовит детей к взрослой жизни и трудовой деятельности. Однако полезность игровых навыков и психологических качеств, приобретенных в компьютерных играх, весьма сомнительна для нужд реальной жизни и работы. Так что наступившие каникулы дают и время, и силы задуматься об этом.
«Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед - победа над собой». Так писал Фридрих фон Логау, германский поэт 17 века.
Последние новости