В Костанае судят «черных риелторов», которые убивали горожан ради квартир
Надежда КОВАЛЬСКАЯ
8 лет просуществовала на территории Костаная организованная преступная группа «черных риелторов». Шахраман Алибаев и его подельники не гнушались никакими методами — они обманывали, запугивали, подделывали документы и даже убивали. Всего в обвинительном заключении насчитывается 27 эпизодов.
27 октября состоялось первое заседание по громкому уголовному делу.
Организатор ОПГ - 43-летний юрист (бывший полицейский) Шахраман Алибаев. «НГ» уже писала о нем в прошлом году, когда рассматривалось дело о квартирном мошенничестве. Тогда Алибаев находился под подпиской о невыезде, однако в ходе суда его арестовали по подозрению в трех убийствах. Следствие продлилось целый год, на протяжении которого «всплывали» новые эпизоды и фигуранты...
Сейчас на скамье подсудимых Шахраман Алибаев, Дмитрий Капустин, Сергей Глушков, Марат Бекенов, Евгений Ковтун, Дастан Кушекбаев, Эдуард Ишнбаев и Асель Бояркина. У 30-летней женщины на свободе остались двое детей — шести лет и шести месяцев.
Перечисление преступлений ОПГ под руководством Шахрамана Алибаева заняло не один час — в деле 27 эпизодов и 66 томов. Преступники использовали несколько схем, но одно правило соблюдали всегда — жертв выбирали из алкоголиков, наркоманов, одиноких пенсионеров. Это и позволяло им столько лет не попадаться в поле зрения сотрудников полиции. У Алибаева было много информаторов, которые регулярно поставляли ему сведения о потенциальных жертвах.
В некоторых случаях костанайцы лишались не только квартир, но и жизней. Одного из мужчин члены ОПГ убили в 2007 году. Труп погибшего сначала прятали в доме Алибаева, потом сожгли в бочке. Однако убийство оказалось напрасным — у мужчины нашлись наследники.
Ради того, чтобы завладеть жилплощадью инвалида Татьяны Казанцевой, одному из членов ОПГ Сергею Глушкову пришлось на ней жениться. Через некоторое время после свадьбы новобрачную убили в дачном домике. В этом убийстве активное участие принимала Асель Бояркина, которая завершила начатое Глушковым — собственноручно задушила Татьяну.
Следующей жертвой стал костанаец Олег Соколов. Члены ОПГ подружились с мужчиной и спаивали его в течение нескольких месяцев. После одного из застолий Соколова вывезли за город и задушили веревкой. Тело закопали в поле. Добычей «черных риелторов» стали квартира, гараж и дачный участок Соколова. Его труп обнаружили только после задержания Шахрамана Алибаева.
В остальном члены ОПГ обходились обманом — согласно обвинительному заключению, они представлялись сотрудниками акимата и судебными исполнителями и вводили владельцев квартир в заблуждение. Некоторым они говорили, что их квартира выставлена на торги. В других случаях члены ОПГ оформляли сделки через подставных лиц. Иногда просто запугивали одиноких хозяев квартир, заставляя их переписывать жилье на себя.
- Я признаю свою вину частично, - высказался Шахраман Алибаев. - Признаю мошенничество, создание ОПГ. Я официально заявляю, что ОПГ существовала, но все эти люди, которые сидят на скамье подсудимых, к ней непричастны. Она была создана сотрудниками правоохранительных органов... По факту убийства Соколова я пока ничего объяснять не буду.
Подсудимые придерживаются разных позиций. Бояркина, Бекенов и Ишнбаев заявили, что они невиновны. Глушков сказал, что признает все и раскаивается в содеянном. Кушекбаев считает себя виновным в укрывательстве убийства. Капустин признал лишь один эпизод мошенничества, а Ковтун ответил, что совершил мошенничество «неосознанно» и не знал о преступной схеме.
Интересно, что Глушков проходит по этому уголовному делу не только в качестве подсудимого, но и … потерпевшего. В ходе следствия он написал заявление о том, что Алибаев в 2009 году держал его в рабстве.
- Алибаев предложил мне работать у него в доме в поселке Новоселовка - ухаживать за скотом, - рассказал в суде Глушков. - Он обещал платить мне около 40 000 тенге, но этого не делал. Когда я начал спрашивать, он сказал, что покупал мне продукты и я всю свою зарплату проел. Потом я работал у Алибаева на даче. Все это время мои документы находились у него. Он бил меня и говорил, что я никто, сирота, бич, что у меня никого нет и что, в случае чего, меня даже искать никто не будет. Я был напуган.
- С работорговлей я явно не согласен, - заявил Алибаев. - Я оставлял с Глушковым своих детей. Разве стал бы я доверять детей человеку, который может причинить им зло?
- Я не мог обидеть ребенка. Я в 2005 году своего похоронил, когда ему было всего год и десять месяцев, - опустив голову, возразил Глушков.
- Но ведь у вас был телефон, вы свободно могли передвигаться, могли, наконец, обратиться в правоохранительные органы... Почему вы этого не сделали? - снова задал вопрос Алибаев.
- Я боялся. Перед тем, как мы с вами расстались, вы сказали, что, если я кому-то что-то скажу, найдется способ прекратить мое существование.
Судя по обвинительному заключению, Сергей Глушков сам «прекратил существование» как минимум двух людей. Однако на эти вопросы ему еще предстоит ответить, тем более, что вину он признает в полном объеме.
Шахраман Алибаев в суде ведет себя вольно. Он юридически подкован, а потому задает много вопросов и даже попытался оказать психологическое давление на Глушкова. Периодически Алибаев жалуется на то, что с ним плохо обращаются.
- Ваша честь, мне плохо, у меня голова кружится. Меня даже не покормили сегодня. Создаются все условия, чтобы я не мог участвовать в процессе.
Последние новости