Тимур ГАФУРОВ: Игра в пропаганду
Приговор по делу отца и сына Матаевых может стать для отечественных СМИ поворотным пунктом в истории их деловых взаимоотношений с государством. Впервые, по-крайней мере - на республиканском уровне, исполнение госзаказа на реализацию государственной информационной политики стало предметом уголовного разбирательства. Раньше - только говорили.
Независимые эксперты - о том, что такая система убивает конкуренцию в медиасфере, вследствие чего наши газеты и телеканалы проигрывают по качеству контента зарубежным. А также о том, что непрозрачность процедуры распределения денег - почва для коррупции.
Президент - о том, что миллиарды бюджетных тенге тратятся неэффективно, причем никого это особенно и не волнует. Кроме, конечно, самого главы государства.
- В правительстве никто не координирует эту отрасль, не контролирует средства, которые государство выделяет на информационную работу, - заявил Нурсултан НАЗАРБАЕВ на заседании правительства 5 мая 2016 года, говоря о причинах провала земельной реформы. И напомнил отправляемым в отставку министрам экономики и сельского хозяйства об особенностях народной жизни: - Они целыми днями работают в поле, на ферме, на джайляу, а не сидят перед телевизором в ожидании ваших новостей. Но вы при разработке своих предложений закрываетесь в министерстве и сами между собой все решаете. От кого закрываетесь? Для кого тогда пишутся наши законы?
Исправлять ситуацию призвано созданное сразу после этих слов Министерство информации и коммуникаций. 6 сентября, принимая главу этого ведомства Даурена Абаева, президент сформулировал ещё жёстче:
- Вопросы государственной информационной политики находятся под моим пристальным вниманием. Контроль за деятельностью министерства будет осуществляться лично мной и руководителем Администрации президента. Недопустимо вмешательство в работу других лиц.
Эта фраза натолкнула комментаторов на две мысли: о том, что попытки вмешательства предпринимались, и о том, что на пути к поставленной цели этот орган за четыре месяца не очень-то продвинулся. Но карт-бланш на встрече с президентом министр информации, очевидно, получил: 8 сентября сменилось руководство телеканала «Хабар», 2 октября - «Казахстанской правды» и телерадиокорпорации «Казахстан».
- Новое руководство, прежде всего, должно обеспечить повышение эффективности их работы, - напутствовал Абаев своих протеже. И конкретизировал: - Должны расти их читательская и зрительская аудитория.
Сомнений в том, что в отчетах эффективность повысится - нет. Вопрос только в том, как её измерять. Рост аудитории ещё не означает, что зрители и читатели стали больше доверять власти и одобрять её решения. Измерять же действенность пропаганды в количестве сюжетов и статей - всё равно, что считать дорогу отремонтированной, видя на раскисшей от дождей колее большие кучи песка, щебня и асфальта.
Впрочем, цифровой метод хорош для следователей, которые теперь могут прийти к каждому владельцу СМИ, взявшему у государства хоть один тиын на рассказы о том, какое оно хорошее. Ну а наши медиа-магнаты могут попытаться жить в реальном мире и зарабатывать на рекламе. Либо успокаивать себя тем, что никому из сильных мира сего дорогу не переходили, и сидеть на подсосе из тендеров дальше - до тех пор, пока и по ним не прозвонит колокол. Игра в пропаганду - занятие для азартных людей.
Последние новости