Поток жалоб начинается там, где аким чувствует себя басеке - Сауле АЙТПАЕВА

Галина ПЕТРЕНКО

9 сентября 2016, 16:26 |  Общество

Председатель комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК провела в Костанае сегодня, 9 сентября, совещание с руководителями государственных органов. Во второй половине дня был прием граждан.

Вопросы доверия граждан власти, создания профессионального государства в последнее время декларируются как очень актуальные для Казахстана. Под профессиональным государством подразумеваются органы, структуры, ведомства, сотрудники которых способны четко, вовремя и со знанием дела разобраться с обращениями людей.

Комитет по правовой статистике уже не первый год внедряет информационные сервисы, которые помогают человеку проследить, например, за движением в госорганах его жалобы, узнать о наличии возможных штрафов и так далее. Кроме того, в РК реализуется идея электронного правительства. И при всем том само количество жалоб, направляемых вплоть до центральных органов государственной власти, не снижается.

По стактистике, приведенной Айтпаевой, жалуется каждый третий казахстанец, и даже больше. За последние полтора года на 9 млн человек взрослого населения РК приходится 3,7 млн обращений. В Костанайской области за 8 месяцев этого года зафиксировано 110 обращений граждан.

Многие проблемы, названные в них, должны были разрешиться еще на уровне акиматов сельских округов, но из-за некомпетентности служащих продвигались все выше и выше по «служебной лестнице».

- Формирование подотчетного государства предполагает повышение доверия к нему граждан, - отметила Айтпаева. - Поэтому Генеральный прокурор РК инициировал реализацию проекта «К обществу эффективных жалоб».

Сейчас жалуются казахстанцы больше всего на действия полиции, решения судов, по вопросам здравоохранения, ЖКХ, земельным, вопросам медобслуживания и выплаты пособий.

- Основной поток жалоб берет начало на уровне сельских населенных пунктов, районов, - подчеркнула Айтпаева, - там, где аким чувствует себя басеке и может принять, а может не принять человека, разъяснить ему что-то правильно или не сделать этого.

По словам председателя комитета, проект Генпрокуратуры РК «К обществу эффективных жалоб» предусматривает расширение знаний граждан о том, какова компетенция тех или иных госорганов, какие у них функциональные обязанности. Помогут в этом информационные сервисы на pravstat.kz.