Раскрепостить правое полушарие мозга пытались участники фестиваля, прошедшего под Костанаем

Лика НОВИКОВА, ng@ng.kz

3 сентября 2016, 13:48 |  Общество

Студентка юридического факультета Костанайского филиала ЧелГУ Ирина МИХАЕЛЬ стала участницей фестиваля не только из любопытства, но и с вполне практичной целью - поймать вдохновение.

Девушка рисует уже несколько лет, посещала вечерние курсы в художественной школе им. Никифорова, но однажды почувствовала - для того, чтобы творить, чего-то не хватает.

- У меня наступил переломный момент, - поделилась с «НГ» Ирина. - Не могу понять, почему - вроде умею рисовать, но желания нет совсем. Раньше рисовала портреты - все в в одном стиле. Что-то меня тормозит... А на фестивале я вдохновилась.

Одно из упражнений тренинга - участники хором делятся желаниями.

- Ты слышишь кусочки чужих желаний, при этом говоришь свои, - рассказала Ирина. - За это время успеваешь подойти к пятерым участникам, и к концу уже сама не знаешь, чего хочешь. «Я хочу путешествовать, изучить много кулинарных рецептов», - говорила я. После чего слышала от других участников много про путешествия. После этого думаешь: вот тебе все равно не принесут новую книгу с рецептами, но ты рассказал о ней и тебе так хорошо стало. Хорошо от того, что поделился желанием.

Были и упражнения, близкие к эзотерике - шаманские нотки, мантры.

- Я мало об этом знала, очень скептически была настроена, - говорит девушка. - Нельзя сказать, что я полностью изменилась, но какие-то метаморфозы чувствуются.

Одной из программ фестиваля стало правополушарное и энергетическое рисование. Известно, что правое полушарие отвечает за эмоции и творчество, в том числе - за художественные способности. Проводила тренинг художница, психолог из Нижнего Тагила. Как отмечает Ирина, слова, что абсолютно все смогут нарисовать картину, насторожили. Причем без разницы - есть у тебя художественное образование или нет. Техника нацелена на то, чтобы перестать контролировать собственные действия. Работа началась с создания заготовок: листы формата А5, кисти и гуашь.

- Я часто сталкивалась с тем, что в художественной школе, когда все рисуют одну картину, у меня получалось лучше или хуже остальных. Честно, ожидала, что приду вся такая классная, художник, - говорит Ирина. - Оказалось, ты должен почувствовать, что у тебя нет границ, и освободиться от рамок и правил. Еще в художественной школе у меня возникло презрение к гуаши - детские краски, густые, высыхая, напоминают мел. Я никогда не выбрала бы гуашь для работы. Но, увидев результат, ты понимаешь, что не сможешь отличить работу опытного художника от работы человека, впервые взявшего в руки кисть. Я видела работы 5-летнего ребенка, они были настолько хорошими... Удивляешься, что это нарисовал ребенок. Ожидание не совпало с реальностью.

Сначала был сделан подмалевок. Эскиз начался с белой гуаши и широкой кисти, от центра по кругу все расставляли точки желтого, оранжевого и красного цветов, дальше плоской кистью рисовали окружность, от чего получился плавный цветовой переход. На заготовках рисовали пейзажи. Первый - зимний: елочки, сугробы, птицы. У всех был один и тот же принцип работы, но рисунки получались разными - разные птицы, их место расположения. Никаких строгих указаний, где нужно нарисовать елочку, не было. Второй эскиз также был сделан поверх белой гуаши, круги цветной краски теперь расположились в линию.

- Кистью мы из стороны в сторону размазывали цвет, а потом ночной пейзаж рисовали черной гуашью, - рассказала Ирина. - Вообще я думала, что потом проведут анализ работ, но в конце подходить к психологу не стала. Думаю, это техника, которую вряд ли просто передашь термином. Нужно понять это самому.

Вторым тренингом стало энергетическое рисование. Расслабляющая музыка, все та же гуашь и медитация.

- Нас попросили нарисовать то, что мы хотим, чувствуем, - вспоминает Ирина. - Включить правополушарное рисование. Я сделала много открытий для себя, из глубины себя достала то, от чего всегда отрекалась и убегала. Мне всегда нравились этнические украшения, одежда и африканские узоры. Так получилось, что я этого стыдилась и считала, что Запад и его культура - это здорово. Так было в художественной школе, так было и после. Первыми работами после отключения мозга были горшки, разные узоры в естественных цветах.

Психолог направляла участников тренинга, подсказывала, что нужно делать, чтобы расслабиться, услышать себя. Что это были за слова, потом вспомнить не удалось.

- Когда ты пробуешь расслабиться, в определенные моменты ты выпадаешь из реальности, - поясняет Ирина. - Единственное, я запомнила руку, она светилась. И тут же мы сели рисовать. Космос я не рисовала никогда. Эта тема не привлекала, так что откуда эта рука взялась в моей голове, объяснить не смогу.

Второй день энергетического рисования был посвящен мандала-терапии. Задача - изобразить любовь и свое яркое воспоминание.

- Прочувствовать любовь, найти в себе спокойствие и изобразить это не просто картинкой, а схематически - тяжело, - подводит итог Ирина Михаель. - Многие, кто попробовал поработать в этих техниках, но раньше не держал в руке кисть или боялся рисовать, начинают этим заниматься. Возможно, это раскрытие твоего таланта или раскрепощение. Оказалось, что рисовать без правил и рамок - это наслаждение. Я впервые за долгое время испытала состояние, когда вдохновение овладевает тобой, когда ты перестаешь слышать и воспринимать окружающий мир. Уходишь в какое-то другое пространство.

 

Фото Ирины МИХАЕЛЬ