Сельчане не торопятся поверить руководству житикаринской золотодобывающей компании

Сауле КУАНБЕК, ng@ng.kz

4 августа 2016, 10:57 |  Общество

«НГ» уже писала, что предприятие ТОО «Орион Минералс», которое в настоящее время меняет владельца, планирует начать добычу на месторождении Комаровское.

Согласно геологоразведочным данным, запасы золотоносной руды располагаются под трехкилометровым участком дороги областного значения, соединяющей Житикаринский и Камыстинский районы. И для организации карьера, работу которого планируют завершить в течение пяти лет, требуется перекрыть часть транспортной артерии, что создает ряд неудобств для сельчан, проживающих вдоль указанной трассы.

Аким области 21 июля во время своего визита в район поручил местной исполнительной власти учесть мнение населения при решении этого социально значимого вопроса. В течение недели акимат района совместно с руководством «Орион Минералс» провели общественные слушания в трех селах. Но если жители Аккарги и Степного выразили свое согласие с переносом, то убеждать сельчан Приречного пришлось дважды, причем оба раза безуспешно.

28 июля в этом селе прошли вторые общественные слушания по вопросу переноса дороги. Еще до их начала жители села охотно выражали свое отношение к ситуации.

- Объездная дорога длиннее. В таком случае проезд увеличится, волей-неволей цены на продукты в сельском магазине вырастут. А уголь? До этого мы платили 10 000 тенге, в новых условиях обойдется 15 000, если не больше, - опасается пенсионерка Надежда НЕВГОД.

- Хочу, чтобы осталось как прежде. Нам невыгодно будет. И так проезд в город недешевый - 1 200 тенге, с новой дорогой еще дороже будет. У нас даже аптеки нет, едем в город. Вот буквально вчера купила лекарства себе, а сыну-инвалиду не хватило, - утирая слезы, говорит старожил села, пенсионерка Валентина Георгиевна ЯЧУК.

Недаром, открывая собрание, сельский аким призвал людей к уважению и соблюдении этики.

Но на каждую порцию аргументов ведущего спикера - и. о. генерального директора ТОО «Орион Минералс» Кайрата НАУРУЗОВА - зал отвечал репликами: «Не верю!», «Хватит нас кормить обещаниями!» Неубедительной показалась приреченцам и речь ветерана госслужбы Ризвана Муртазина, которого инициаторы встречи пригласили в качестве группы поддержки.

- Где гарантия, что обещанное будет выполнено? - выразил сомнения своих земляков житель села Кадырбек ТОКМУРЗИН.

Между тем руководство ТОО утверждает, что в контракте на недропользование будет прописано обязательство: по завершении эксплуатации карьера восстановить демонтируемый участок дороги. Пока же сельчанам предлагается добираться до Житикары по объездной дороге - Коломенка - Тохтарово - Львовка (протяженность 32 км + 7 км от Приречного до Коломенки). Таким образом, объездная дорога удлиняется на 12 км. Золотодобытчики доводят ее до уровня дороги районного значения, 4-й категории (гравийная, двухполосная). Также они обязуются взять этот участок на полное содержание в течение всего года и проводить сезонные работы по направлению Приречное - Аккарга, это еще 75 км.

- Содержать 100 км дороги - это не так просто. Мы будем тратить порядка 32 млн тенге в год, - добавил Кайрат Наурузов.

Причиненные неудобства компания обещает компенсировать транспортировкой угля, оплатой разницы стоимости проезда в город на маршрутном микроавтобусе один раз в неделю, а малоимущим и пенсионерам проезд будет бесплатный. ТОО также готово оказать помощь малоимущим семьям в сборе их детей в школу.

Все перечисленные обязательства, по словам руководителя золотодобывающей компании, будут отражаться в течение пяти лет в ежегодных меморандумах о сотрудничестве с акиматом района на сумму 40 млн тенге в год. Как утверждают чиновники, эти средства будут направлены на развитие сел Приречное, Степное, Аккарга.

- Кроме этого, уже сегодня мы готовы заключить с сельским акиматом эксклюзивный меморандум о разработке ПСД на реконструкцию водовода, - говорит руководитель «Орион Минералс».

Дело в том, что сейчас в селе практически нет воды. Пришедший в негодность водопровод включают ежедневно на 1,5-2 часа. Качество воды давно уже не соответствует нормам (кстати, острый дефицит воды и в селе Аккарга). Несмотря на актуальность вопроса, предложение разработать ПСД не особо вдохновило сельчан, потому как нет уверенности, что государство в скором времени профинансирует данный проект и он превратится в реальность.

- Это дорога - все равно что полевая! Нас беспокоит то, что из-за лесопосадок у Львовки бураны постоянно задувают дорогу, люди гибнут на той трассе. На пять лет вы удлинили нам путь на 24 км, а еще неизвестно, что ждет после. Почему нельзя рассмотреть альтернативный участок дороги в западном направлении - в районе промзоны? - недоумевал сельчанин Вадим НЕВГОД.

Ему объяснили, что вариант с промзоной невозможен из-за вопросов безопасности и особого режима, связанного с золотодобывающей деятельностью.

- Вы не оставляете нам права выбора, - говорили люди. - Поймите, мы не против развития вашего предприятия, но дорога для нас - как пуповина для младенца в утробе матери.

Не придя к общему знаменателю, 46 человек из 49 присутствующих на сходе в проголосовали против переноса дороги областного значения. Всего в селе проживают 564 человека.

В тот же день депутаты районного маслихата по своей инициативе встретились с руководством «Орион Минералс». Депутаты заявили, что их смущают сроки отработки карьера - 5 лет. За этот период, напомним, предприятие обещает пройти карьер для отработки руд, после чего засыпать его и восстановить прежнюю дорогу протяженностью 3 км (3-я категория, асфальтированная).

Депутат, доктор геолого-минералогических наук, академик МАИ и НИА РК, почетный разведчик недр РК Низами ДЖАФАРОВ высказал опасение, что за этот период предприятие не успеет выполнить обещанный объем работ, для этого потребуется порядка 7-10 лет.

Также депутаты обратили внимание на качество дороги и интересы горожан.

- Мы говорим, о качестве объездной дороги, - отметил Джафаров. - Чтобы доехать до соседнего района и сел, необходимо будет проехать более 32 км по дорогам 4-й категории (без асфальтового покрытия). Такое можно потерпеть год-два. Но пять, а то и более лет… Это очень неудобно, тем более что дорога удлиняется на 12-15 км. Поэтому было бы правильно, кроме дороги, сделать что-нибудь и для города.

Депутаты, в частности, предложили за счет предприятия построить долгожданный житикаринцами спорткомплекс.

- Что такое 40 млн тенге в год (столько компания обещает вложить в социальную сферу сел) для компании, которая получит в разы больше? - заявила депутат Гульсара ЖАМАНКУЛОВА.

Мурат АЙТКУЖИНОВ просил руководство компании построить сельчанам водопровод:

- Вы понимаете, что сейчас в селах нет ни воды, ни газа, а здесь вы еще хотите отрезать дорогу. Мы ожидаем отток населения, соответственно, хозяйства здесь не будут развиваться.

По итогам встречи депутаты решили обратиться к руководству компании, чтобы оно пересмотрело условия с учетом всех предложений и пожеланий.

Существует еще один вариант. Акимат Житикаринского района в качестве альтернативы предлагает построить 9-километровый участок дороги, соединивший бы областную дорогу с дорогой районного значения (поворот неподалеку от Львовки). В таком случае не потребуется согласования с жителями близлежащих сел. Но реализация этого проекта займет года три, что невыгодно для золотодобытчиков.

Проводить третий сход приреченцев руководство компании не намерено, так как свою позицию по этому вопросу они огласили и предлагать иные «компенсации» не собираются:

- Наша задача была - договориться с людьми и максимально удовлетворить их потребности. В Приречном жители избрали инициативную группу, мы надеемся, что они проработают со всеми людьми, а потом сами соберутся и примут решение, - заявил и. о. гендиректора Кайрат Наурузов.

К какому решению придет руководство предприятия, впрочем, догадаться несложно. Поскольку два села сказали золотодобытчикам «да», власти могут и не проводить больше слушаний, а дальнейшее обсуждение вокруг дороги можно считать актом вежливости.