Тимур ГАФУРОВ: Слабость силы
В ночь с 15-го на 16 июля президент Турции Реджеп Тайип ЭРДОГАН обратился к населению страны по Skype и призвал людей выйти на улицы, чтобы «остановить беспредел», то есть попытку военного переворота.
- У правительства много врагов, - сказал он. - Все, кто этим занимается, горько пожалеют. Мы очень скоро уничтожим эту оккупацию...
Ирония истории - к народу посредством Интернета обратился тот самый человек, который пытался запретить своим подданным пользоваться «Фейсбуком» и ходить в Twitter.
Ирония вдвойне - выйти с голыми руками против вооруженных мятежников и танков призвал тот самый человек, который неоднократно приказывал применять против митингующих спецназ и водометы.
Ровно 3 года назад, 13 июля 2013-го, в Стамбуле полиция жестко разогнала очередную акцию протеста из тех, что прокатились по городам страны после принятия решения о застройке парка Гези-Таксим. Акцию тогда организовало профсоюзное объединение архитекторов и инженеров, она проходила в центре улицы Истикляль,примерно в 400 м от площади Таксим. Профсоюз протестовал против решения властей о том, что он больше не сможет влиять на градостроительные планы.
И к этим людям, которых в последние годы своего правления он последовательно лишал возможности влиять на политику власти, г-н Эрдоган в минуту трудную обратился практически сталинским «братья и сестры»:
- Я жду весь наш народ на улицах и площадях. Мы вместе дадим достойный ответ.
Но история, если уж начинает иронизировать, то остановить её трудно. Ирония втройне - сразу после подавления путча, 19 июля 2016 года, президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что на месте парка Гези-Таксим в Стамбуле таки вырубят деревья и будут построены казармы по типу старинных военных зданий времен Османской империи.
- Мы начнем их сооружение на Таксиме, нравится это кому-то или нет, - сказал глава государства.
Чем сразу дал понять - прошло время слабости и наступило время силы, так что он и впредь будет прислушиваться только к той части населения, которая тоже приравнивает попытку свержения власти к оккупации страны внешним врагом. И смерть 11 человек, погибших 3 года назад в столкновениях демонстрантов с полицией, его уж точно не остановит. Ну а те, кто на мгновение поверил призыву президента, будут довольствоваться его иезуитской фразой в поддержку отмены моратория на смертную казнь:
- При демократии люди получают то, чего хотят.
Делить гражданскую активность на хорошую (в поддержку власти) и плохую (против ее политики) принято во многих странах, называющих себя демократическими. А стало быть, по отношению ко второй не грех и силу применить. Казахстан - скорее подтверждение правила, чем исключение. На прошлой неделе генпрокурор РК Жакип АСАНОВ предложил в рамках подготовки к ЭКСПО запретить, кроме продажи оружия, еще и митинги с демонстрациями.
- Мероприятия такого уровня невозможны без разумных ограничений, - пояснил он.
Конечно, люди, которые захотят испортить нам праздник, наверняка обратятся в акимат за разрешением на проведение митинга и законопослушно придут в магазин покупать охотничье ружьё по паспорту. Правда, не совсем понятно, чем будет отличаться особый режим, предложенный генпрокурором, от мирной жизни в условиях, когда страна не готовится к ЭКСПО, но желание перейти из статуса де-факто в статус де-юре весьма показательно. Потому что выставка пройдёт, а статус может и остаться.
Только вот в чем вопрос - выйдет ли кто-то на улицы по призыву такой сильной власти, если ей будет угрожать не инсценировка переворота, а реальная опасность?
Последние новости