Николай ВОРОНИН: Колода карт... и чиновники
Стоило президенту перетасовать чиновников в верхнем эшелоне власти, как в Костанайской области произошло то же самое с районными акимами. Что это дает? По моему мнению, ничего. Шестерка останется шестеркой. а туз тузом, где бы они не оказались: сверху, внизу или в середине колоды карт.
То же и с чиновниками. Переход из одного района в другой профессонализма не добавит. Нынешний аким нашей области, прибыв с такой же должности из Актобе, возмутился плохим состоянием дорог в Костанае. Назначенному вместо него Бердибеку Сапарбаеву тоже стыдно перед актюбинцами за плохие дороги. Вывод - акимы меняются, дороги остаются.
У нас даже при самом страшном провале на своей работе чиновник никогда не останется без теплого местечка. Может, именно поэтому большинство наших управленцев «многофункциональны». Он может управлять министерством сельского хозяйства. а потом минфином, быть акимом и т. д. Вопрос в том, насколько качественно он управляет на всех этих постах.
Вот, например, Досаев - был министром здравоохранения. В 2006 году отправлен в отставку после обнародования случаев массового заражения детей ВИЧ-инфекцией в ЮКО. Через некоторое время стал министром национальной экономики (очень схожие сферы!). И опять скандальная отставка - после митингов против поправок в Земельный кодекс. Продолжения ждать долго не пришлось - Досаев был назначен главой крупнейшего национального холдинга «Байтерек».
Когда действия власти не соответствуют ожиданиям народа, когда власть не выполняет функции заботы, защиты, народ начинает отдаляться от такой власти и не верит ей. Наша власть делает все, чтобы население ей не доверяло. Как забыть последние две девальвации, когда президент, правительство и Нацбанк клятвенно заверяли, что такого не допустят, но тенге все-таки девальвировали?
Непредсказуемость действий власти постоянно увеличивает разрыв между нею и населением и может привести к протестным настроениям, что и случилось с так называемыми «земельными» митингами. Многие эксперты считают, что земля стала поводом для протеста, а истинные причины намного глубже.
И это происходит на всех уровнях. Среди многочисленных друзей и просто знакомых я не встретил ни одного, кто бы одобрил решение акимата Костаная ухлопать миллионы на коней на Большом мосту или не возмутился бумажными цветочками, превратившими город в сплошное кладбище. Но власть, как всегда, народ не слышит. Сегодня власть ссорится не только с обманутыми дольщиками и ипотечниками. Сегодня власть ссорится с большинством населения - через бардак в системах образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения.
Если где-то что-то не ладится в государстве, крупной компании или в маленькой сельхозартели, надо брать пример с японцев. Общеизвестный пример: когда японская компания оказывается в тяжелом положении, первый, кому урезают зарплату, - ее президент. Если ситуация становится еще более серьезной, именно он первым уходит в отставку. В Японии не начинают с увольнения рядовых сотрудников - японцы считают, что не бывает плохих солдат, бывают лишь плохие генералы. Ну а наших «генералов» просто меняют местами.
Последние новости