Проблемы школьной реформы обсудил Общественный совет Костанайской области

Евгений ШИБАРШИН

8 июля 2016, 08:15 |  Общество

Проблемы, которые могут возникнуть в связи с переходом на 12-годичное среднее образование и 5-дневную учебную неделю, а также введением трехъязычного обучения, Общественный совет Костанайской области обсудил 7 июля.

Перед началом дискуссии член совета Александра СУСЛОВА сообщила об итогах опроса педагогов и родителей с оценками разных аспектов школьной реформы, который провели в Костанайской области в июне. 1 508 человек ответили на вопросы через Интернет, 349 заполнили анкеты при личном общении с волонтерами.

Из 159 опрошенных педагогов считают себя полностью готовыми к работе в пореформенной школе лишь около половины. По оценке учителей, к реформам готовы только 45% школ региона. Лишь четверть опрошенных верит в возможность овладеть тремя языками в достаточной степени за 12 лет обучения. Что касается отношения педагогов к 5-дневной учебной недели, то лишь 26% это нововведение оценили как благоразумное.























Батима Даумова: «Обучение в школах на английском языке будет внедряться с 2019 года»

Руководитель управления образованием Батима ДАУМОВА попыталась убедить собравшихся в разумности и реальной возможности проводимых реформаций. Она сообщила, что в двух школах области проведена апробация начального образования по программе 12-летней школы. Эксперимент, по ее оценке, прошел удачно. В следующем учебном году эта практика будет применяться уже на нескольких тысячах первоклассниках.

- Остальные классы приступят к обновленному содержанию поэтапно: в 2017 году – вторые, пятые и седьмые классы, в 2018-м – третьи, шестые, восьмые, десятые, в 2019 году – четвертые, девятые, одиннадцатые и двенадцатые классы, - пояснила Даумова. – 12-летнее обучение позволит перейти на пятидневную учебную неделю и сократить количество предметов, особенно в старшей школе, с 19-ти до 14-ти.

Переход на пятидневку Даумова аргументировала необходимостью предоставить больше времени родителям для воспитания своих детей.

Профессор кафедры педагогики и психологии КГУ Лилия САРКИСЯН обратила внимание чиновников от образования на сильную учебную загрузку школьников и предложила внедрять здровьесберегающие методики обучения, о которых в госпрограмме не сказано ни одного слова.

Особую остроту дискуссия приобрела при обсуждении темы преподавания школьных предметов на английском языке.

- Одно дело - знать английский, и другое – преподавать физику на английском,- призналась Даумова. – Я так думаю, что министерство сейчас само осознает и поймет, что четыре с половиной месяца для обучения учителя (преподаванию предмета на английском языке – «НГ») будет недостаточно.

Председатель Общественного совета Сайран БУКАНОВ был более категоричен. Он считает, что преподавание на английском языке в сельских школах вообще нереально: туда не поедут учителя, владеющие английским, там нет соответствующей языковой среды. Буканов предложил выделять больше средств на обучение государственному языку.

- Нужно научить не только говорить на казахском языке, но и думать, - отметил он.

Батима Даумова пояснила: английский язык будет внедряться только с 2019 года, так что время для подготовки еще есть. Будут это делать, скорее всего, в 10-11 классах, в которые пойдут школьники, желающие получить образование для занятия наукой. У них как раз и будет желание овладеть английским языком.

И. о. ректора Костанайского пединститута Еркин АБИЛЬ сообщил, что этот вуз уже готовит учителей-предметников, способных вести обучение не только  на русском, но и на казахском и английском языках. Он заметил, что реформа в школе идет уже несколько лет, но люди мало знают о ее сути. В этом, на его взгляд, главная причина идущих в обществе дискуссий. Абиль предложил создать Ассоциацию педагогов, которая занималась бы общественной экспертизой новаций в системе образования. Причем на ранней стадии, а не тогда, когда они уже начинают внедряться.

Эту идею и ряд других предложений, высказанных участниками обсуждения, Общественный совет включил в итоговую резолюцию.