Юрий БОНДАРЕНКО: Горшочек, вари!

«Из года в год чиновники заваривают кашу, которую приходится расхлебывать всем миром»
9 июля 2016, 07:42 |  Мнения

Фейерверки новомодных инициатив рождают у меня странные ассоциации и странные вопросы. Вот, например, кампания по легализации имущества и денег. Лекторы ходят по организациям, а очень уважаемые люди (причем искренне уважаемые) участвуют в телепрограммах, где все это тщательно разъясняется.

Я лично и за то, что именуют прозрачностью, и за пропаганду честности, и за прочие хорошие вещи. Да и золотых гор и недвижимости за бугром у меня нет. Но что настораживает? Размашистость кампаний и тяга к максимальному охвату. И встает вопрос: а надо ли так масштабно суетиться? И если надо, то кому? Не похоже ли это на стремление галопом прискакать к такому полиязычию, когда на английском в любой школе будут вещать детям об основах физики или математики?

Если вы отправляетесь на промысел китов, то нужны специальные гарпуны, а не сети для мелкой рыбешки. Или, выражаясь проще, к чему стрелять из пушек по воробьям?

Я дилетант в экономике. Все коммунальные и прочие услуги стараюсь оплачивать как можно быстрее. Но весь мой опыт вопиет о том, что чем мельче сети, чем больше бумаг и учета, тем труднее реально выделять значимое. Тут только дай волю, будь то система образования, здравоохранения или любая другая, и бумаги, электронные данные начнут топить живых людей и затуманивать реально значимую информацию. Прямо, как в сказке братьев Гримм о горшочке, который все варил и варил, да так, что целые улицы и площади были затоплены кашей. И не было долго того, кто знал заветные слова: «Горшочек, не вари!», которые могли бы остановить потоп.

Порой мне чиновники (и не только наши) напоминают этот горшочек. Ища, чем бы заняться, чем бы проиллюстрировать свою вроде бы значимость, они из года в год заваривают кашу, которую приходится расхлебывать всем миром.

Конечно, в условиях мировой стабильности обозначенное ограничение алчности, наверное, могло бы иметь значение. Естественно, в условиях стабильности самих «великих починов». Но у меня странное ощущение, что у наших экономистов, которых мы наштамповали великое множество, должна быть занятость. Должен же кто-то считать новые наборы цифр, просиживать перед мониторами, сортировать и перекладывать бумажки.

И все бы ничего – пусть себе перекладывают. Как говорится, чем бы дитя не тешилось… Но объясните мне: а что, у нас все другие проблемы решены и считать больше нечего?

С другой стороны, я из тех, кто еще помнит сумасшедшие круговороты тел в девяностых. Что-то там приватизировали. За какими-то бумажками отстаивали. То ли это были купоны, то ли еще что-то вроде чубайсовых ваучеров. Сколько было суеты! Сколько шума! А где они те бумажки? И не припомнишь.

Конечно, все это смутные ощущения и я очень надеюсь, что Серьезные Специалисты разъяснят таким вот, смутно чувствующим и неуместно вспоминающим, что к чему. Сам же оставляю за собой один детский вопрос: а какой толчок для развития экономики, для более рационального использования человеческого потенциала даст та же легализация? Не окажется ли вся кампания верчением в очередном беличьем колесе?