Григорий КОПАНИЧУК: Письмо от министра? Ждём...

«Реформы образования перестанут быть миражом или кошмаром, если мы научимся говорить правду»
5 июля 2016, 09:39 |  Мнения

Искусство письма не будет утеряно, учителя Казахстана освоят еще одно полезное умение – копирайтинг, продвигающий не столько бизнес, сколько мнения и идеи.

На состоявшейся 30 июня коллегии МОН РК министр образования Ерлан САГАДИЕВ рассказал о предстоящем проекте – переписке с каждым учителем страны. Смелое и новаторское заявление было встречено в Сети большей частью скептически и небольшой поддержкой одобрения усилий министра, направленных на всеобъемлющие реформы образования. Заявления о том, что такое общение невозможно из-за отсутствия Интернета в ряде сельских районов, совершенно безосновательны - документацию на бумажном носителе пока не отменили. Любой учитель будет рад получить письмо от министра из рук почтальона.

К сожалению, из-за ограниченного по времени общения с журналистами министр не озвучил тематики переписки с учителями, не сказал, что именно хотел бы он узнать от каждого учителя. Маловероятно, что министерство испытывает информационный голод и наблюдает у себя на сайте полное отсутствие заявлений, просьб, жалоб, угроз, благодарностей и прочих произведений эпистолярного жанра.

Видимо, какие-то конкретные вопросы предполагают ответы по существу. Иначе общение с учителями ничем не будет отличаться от уже имеющегося. Не совсем понятна и роль директоров школ, если переписка почему-то не заладится. «Те учителя, которые не отвечают, директора должны им дозваниваться – до тех пор, пока мы не увидим, что они читают, отвечают на наши письма», - отметил Сагадиев. Вопрос - будет ли директор школы выполнять роль цензора, или же министр считает, что учителя могут игнорировать непосредственного руководителя?

Каков будет контент ответных писем? «Первый признак порчи общественных нравов – это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели», - говорил Мишель Монтень. К какой степени правдивости в переписке готов министр, мы узнаем уже по ходу предстоящего процесса.

Будут ли применяться карательные меры к правдолюбам и как будут отличать их от клеветников – тоже вопрос актуальный. Безусловно, по ряду вопросов, касающихся административно-хозяйственной, финансовой деятельности школы, взаимодействия с местными властями и спонсорами, учителя не владеют той степенью информированности, которой владеет администрация школы. Что же касается вопросов о содержании образования и воспитания, то о нем учителей много лет никто не спрашивал, несмотря на их компетенцию в этих вопросах.

В научных докладах говорилось о правах учителя на собственную методику, индивидуальный подход к каждому ученику и оцениванию его, но воспользоваться этими правами разрешалось немногим. Правдивый разговор о содержании образования, как предпосылке будущей профессиональной деятельности, пошел бы на пользу - и министру, и всем участникам образовательного процесса. Не менее интересный диалог получился бы, если министр спросил учителей о планируемом обучении на трех языках, о том, какой процент учеников усваивает учебную программу, о комплектации и наполняемости классов, об учебниках и обязательных мероприятиях, о внерабочей общественной нагрузке учителей и о школьных профсоюзах, об отношении в школе к молодым специалистам, о требованиях родителей к школе, об интересах школьников и многом еще…

Реформы образования перестанут быть сказочным миражом или кошмаром, если каждый из нас начнет их с себя, если мы научимся говорить правду.