Евгений ШИБАРШИН: Уйти от «тихушести»
В комментариях экспертов по поводу недавних перестановок в высшем эшелоне власти в Казахстане толчком кадровой «рокировки» названы трагические события в Актобе и «земельные» протесты. В таком случае перемещение известных фигур по горизонтали вполне логично объясняется желанием Нурсултана Назарбаева хоть что-то сделать для косметического ремонта своей управленческой вертикали.
Смущает одно обстоятельство: начальники, которые непосредственно должны отвечать за вышеназванные проблемы, либо раньше отправлены в отставку (министры сельского хозяйства и национальной экономики), либо остались на своих местах (в «силовых» ведомствах).
В этой связи некоторые аналитики свои выводы решили углубить. Они заявили, что очередная «кадровая революция» - это проявление широкомасштабного кризиса в системе управления страной. Глава государства, дескать, мечется в желании исправить ситуацию, но ничего лучшего не находит, кроме горизонтального перемещения проверенных и преданных себе людей. Такой «анализ» заканчивается оценкой личных качеств персоналий и прогнозом о том, во что для них выльется новое назначение. Читать это интересно, однако там нет ответа на вопрос, будет ли вообще трансформироваться система управления страной в ближайшее время?
Проблема, очевидно, в том, что Назарбаев своими решениями часто посрамлял домыслы политологов. Поэтому на вопрос «Что будет дальше?» эксперты предпочитают отвечать уклончиво: давайте, мол, посмотрим какие заявления сделают новые назначенцы в ближайшее время.
Такой момент, похоже, наступил. Вновь избранный спикер мажилиса Нурлан Нигматулин, встретившись с журналистами накануне Дня работников связи и информации, пообещал, что эта палата парламента будет максимально открыта как для общества, так и для СМИ.
Заявление не революционное, но при его предшественнике мажилисменов критиковали именно за их «тихушесть». По намерению Нигматулина сделать работу мажилиса гласной можно судить, что он нацелен на активизацию депутатского корпуса. Поэтому вывод экспертов о том, что главной фигурой в проведенной кадровой перестановке был именно Нигматулин, представляется наиболее обоснованным. То есть, главная задача, которую пытается решить глава государства, - повысить роль Парламента. Все остальные назначения - лишь подбор людей на образовавшиеся вакансии.
Но тут возникает другой вопрос: для чего повышается роль депутатского корпуса? Не связано ли «второе пришествие» этих людей с планами президента по модернизации политической системы Казахстана? Тогда и назначение Джаксыбекова на должность руководителя президентской администрации - далеко не рядовое.
Утвердительный ответ возможен, если в ближайшее время к дуэту Нигматулин-Джаксыбеков добавят кого-то из опытных теоретиков, способных выработать концепцию конституционной реформы. Из прежних специалистов к этой роли больше подходят Ермухамет Ертысбаев и Марат Тажин, которые сейчас работают послами в Грузии и России. Возможны и другие варианты. Если этого не произойдет, тогда «рокировка» - действительно ничто иное, как обычное латание кадровых дыр.
Последние новости