Евгений ШИБАРШИН: Шаманские пляски
Мораторий до 2017 года на исполнение некоторых норм Земельного кодекса, отставка руководителей двух ведомств, создание нового министерства информации и коммуникаций - так глава государства отреагировал на волну протестных акций в Казахстане по поводу возможной передачи земель сельхозназначения в аренду иностранцам.
- Механизмы и нормы принятого закона не были должным образом обсуждены с привлечением широкой общественности, - заявил президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ на совещании с руководством страны. - Поэтому тревоги и заботы людей во многом оправданы. Если казахстанцы не доверяют принятым решениям, значит, это неправильно.
«Земельная» тема как-то завертелась вокруг недоинформирования, недообсуждения и прочих «недо», чем патологически грешит казахстанский истеблишмент, выношенный в утробе авторитарной власти. Ждать, что его генетический код сможет изменить очередное министерство информации, все равно, что надеяться на рождение резвого жеребца у меланхоличной ослицы.
Можно очень долго и профессионально убеждать граждан Казахстана: ни пяди отечественной земли не будет продано иностранцам. И вполне возможно, что они в это поверят. Но куда деться от оценки состояния земельного фонда, которую на упомянутом выше совещании дал премьер-министр Карим МАСИМОВ?
- Сегодня сельскохозяйственные земли используются недостаточно эффективно, - сообщил он. - Итоги последней инвентаризации свидетельствуют о деградации сельхозземель. За последние 15 лет содержание гумуса в почвах в аграрных регионах снизилось до 21%.
О том, что процесс идет именно в эту сторону, было известно и раньше. В марте 2015 года пресс-служба Минсельхоза сообщала, что по результат обследования в Казахстане за 25 лет площадь пашни с высоким содержанием гумуса уменьшилась с 1,6 млн га до 255,5 тыс. га.
В Земельный кодекс внесли изменения, повышающие ответственность за нерациональное использование земель сельхозназначения. Чтобы земплепользователям было выгодно тратить деньги на поддержание плодородия пашни, правительство увеличили срок аренды земель до 25 лет. Посчитали, что такая мера даст аграриям возможность дождаться, когда средства, «вложенные в гумус», окупятся. Более того – для того, чтобы арендаторы почувствовали себя истинными хозяевами земельных наделов, им предоставили возможность выкупить их у государства в частную собственность на приемлемых финансовых условиях.
Но вот что любопытно: сами аграрии все эти новшества хоть и восприняли положительно, но особой радости не проявляют. Не потому, что нелегкий сельский труд сделал их «суровыми мужиками», а по причине неясности перспектив на улучшение. Приватизировать земли сельхозназначения законодательство позволяет с 2003 года, однако в частной собственности оказалось лишь 1,2% всей пашни. Например, известный костанайский латифундист, активно агитировавший в 2003 году за введение частной собственности, в своем холдинге предпочел земли не выкупать, а брать в долгосрочную аренду.
Потому что аграрии Казахстана - сплошь «хищники» или все-таки расчетливые хозяева? Вот в чем правительству надо бы разобраться, а не устраивать очередные шаманские пляски вокруг частной собственности, возбуждающие особо неравнодушных граждан.
Последние новости