Министр образования РК признает справедливой критику, которой подвергаются казахстанские учебники

25 августа 2010, 15:56 |  Общество

"Наша Газета". Как сообщает Kazakhstan Today. об этом министр образования и науки РК Жансеит ТУЙМЕБАЕВ заявил сегодня в ходе августовского совещания педагогических работников Астаны.

- Проблема кроется в несовершенстве нормативно-правовой базы, экспертизе учебной литературы, низкой профессиональной компетенции и гражданской незрелости отдельных авторов и экспертов, оценивающих их работу. Поэтому внесены существенные изменения в правила подготовки и экспертизы изданий учебной литературы, - отметил он.

Кроме того, по его словам, сформирована база данных экспертов в разрезе предметов из числа опытных учителей-практиков, методистов и ученых.

- Будут разработаны специальные учебно-методические пособия по научно обоснованному анализу учебников. Эксперты пройдут обязательное обучение, - проинформировал министр.

Напомним, что жесткая критика в адрес казахстанских учебников звучит уже не один год. В июле этого года алматинский второклассник Алихан Жуманов подал иск на 100 млн тенге к Министерству образования и науки РК за психологический ущерб от прочтения учебника по правилам дорожного движения для 1 - 2 классов, утвержденного министерством.

В 2008 году более половины учебников и учебного материала в Казахстане были признаны непригодными для образовательного процесса. "Из 2936 учебников и учебно-методических комплексов (УМК) рекомендованы к использованию в учебном процессе лишь 1202, а 1107 отклонены, 338 направлены на доработку и 289 из-за низкого качества по всем требованиям не допущены к экспертизе", - сообщила пресс-служба министерства образования и науки РК.

Кроме того, по информации МОН РК, в конце 2008 года проведена дополнительная экспертиза 1701 учебника и УМК. По ее результатам рекомендованы к использованию в образовательном процессе 987, а 31 учебник не допущен к экспертизе.

По словам депутата мажилиса парламента РК Раисы ПОЛИЩУК, школьные учебники порождают массовую неуспеваемость школьников.

- Сегодняшние "модерновые" учебники порождают серьезную образовательную проблему, которую испытывают все образовательные учреждения, - массовую неуспеваемость школьников со всеми вытекающими отсюда последствиями, - написала депутат в своем запросе на имя главы МОН РК.- Наши учебники грешат ошибками грамматического, методического и смыслового характера, поскольку построены с нарушением всех принципов и критериев их конструирования, с отсутствием мотивационного компонента образовательного процесса... Но самое главное, все учебники перегружены информацией, и ступень абстракции ее изложения не согласована ни со способностями учащихся по ее усвоению, ни с их подготовленностью по ее восприятию.