Эксперт: проблемы экономики казахстанцев волнуют больше выборов
Личное материальное благополучие и экономическая стабильность страны являются факторами, которые в наибольшей степени волнуют казахстанцев и на которые они обращают внимание в ходе завершающейся агитационной кампании перед выборами в мажилис и в маслихаты, считает заведующая кафедрой политологии и политтехнологий КазНУ имени аль-Фараби Гульнар Насимова.
"Население, прежде всего, волнуют социально-экономические проблемы. В нынешних условиях даже такой фактор как задержка зарплаты может отразиться на электоральном поведении граждан, например, в виде отказа от участия в выборах", — сказала она агентству Новости-Казахстан.
Приведя в пример высокую протестную активность, возникшую в условиях мирового кризиса даже в ряде развитых стран, собеседник агентства отметила, что отсутствие подобных выступлений в Казахстане не говорит о безразличии граждан к негативным процессам в экономике.
"Казахстанцы не ориентированы на массовые протестные действия. Но толерантная реакция на кризис не означает, что в обществе отсутствуют критические настроения", — добавила она.
По ее мнению, материальное благополучие и перспективы экономики страны волнуют казахстанцев больше, чем электоральный процесс или используемые партиями политтехнологии. "Я даже могу допустить, что излишние пиар-акции могут явиться раздражающим фактором, поскольку больше всего сегодня население беспокоит их благополучие и экономическое развитие страны именно после выборов", — подчеркнула собеседник.
Анализируя завершающуюся агитационную кампанию, эксперт отметила различия в подходах партий к работе с избирателями. "Одни партии имеют богатый электоральный опыт, для других это первая избирательная кампания. Например, если говорить о "Нур Отан", то она не тратит свое время на узнаваемость. К примеру, для чего нужно активистам КНПК давить трактором иностранные диски? Скорее всего, так называемая технология использовалась, чтобы в лишний раз напомнить о себе. Мне кажется, из этого же разряда технологии ОСДП, которая пытается приковать внимание населения внутрипартийными разногласиями или резкими заявлениями в СМИ", — отметила Насимова.
Она также выразила сомнение в том, что предвыборные программы партий дойдут до рядового избирателя. "По крайней мере, мне трудно себе представить, что наши граждане в большинстве своем начнут вникать в тонкости политических платформ, пытаться найти их плюсы и недостатки", — говорит она.
По мнению завкафедрой КазНУ, если и найдутся избиратели, которые за основу своих партийных предпочтений возьмут программы, то их немного, и, скорее всего, это экспертное сообщество, или избиратели, которые, действительно интересуются политикой.
"Но опять же сегодня мало кто наивно верит в предвыборные обещания. На мой взгляд, агитационные кампании всех политических партий сегодня должны больше быть направлены на повышение уровня доверия к политическим партиям", — считает собеседник.
Насимова высказала мнение, что на выборах успех будет сопровождать те партии, которые работали в межэлекторальный период и выдвигали программные инициативы. "Это касается и "Ак жола", и КНПК. Но большинство граждан в очередной раз поддержат "Нур Отан", связывая ее с начатыми реформами, со стабильностью в стране и с ее лидером", — отметила она.
"Вместе с тем, для отдельных партий именно сам электоральный период является главной возможностью заявить о себе. Нередко граждане могут голосовать, даже не знакомясь с программными установками и деятельностью партий. Иногда железным аргументом их политических предпочтений может быть просто название партии. К примеру, партия "Ауыл" по одному только названию имеет привязку к сельчанам", — заключила эксперт.
Последние новости