Глава департамента госдоходов по Костанайской области представил антикризисный план своего ведомства
Галина ПЕТРЕНКО
План включает 44 пункта. В его выполнении, отметил сегодня, 14 марта, на аппаратном совещании в облакимате руководитель департамента Айбек ПАЯЕВ, должны быть задействованы 20 управлений и департаментов области.
Взаимодействие с ними, по словам Паяева, должно помочь более эффективному администрированию налогов и в конечном итоге - увеличению поступления их в бюджет.
Уже созданы рабочие комисии при акиматах районов и городов по реальному отражению доходов работников.
- Как известно более 55% поступлений в местные бюджеты составляют именно налоги с доходов работников, - сказал руководитель департамента госдоходов. - На 2016 год прогнозируется значительное снижение этих поступлений в связи с реальным сокращением доходов на многих предприятиях. Однако присутствует и занижение работодателями доходов своих работников. По нашим сведениям, например, только за первое полугодие прошлого года потери бюджета от таких действий составили более 500 млн тенге. На наш взгляд, проводимые названными комиссиями встречи с работодателями и разъяснения позволят все-таки искоренить ту же практику выплаты зарплат в конвертах.
Еще одним пунктом плана было названо создание реестра добросовестных отечественных субъектов для участия в госзакупках. При его составлении налоговики предлагают учитывать наличие активов, соответствующих виду деятельности и перечню оказываемых услуг, наличие работников, уровень отдачи в бюджет - то есть полноту исполнения всех налоговых обязательств, отсутствие задолженности, а также исключение руководителя или учредителя предприятия из «категории риска». Здесь налоговики имеют в виду несовершеннолетних, недееспособных, имеющих непогашенные судимости граждан, на которых, как показывает судебная практика, нередко регистрируются предприятия-пустышки, созданные для увода денег.
- Создание такого реестра поможет на подходе к госзакупкам исключить недобросовестных участников и искоренить нерациональное использование денежных средств, выделенных в рамках госзакупа, - отметил Паяев. - Мы проанализировали и выявили применявшиеся до сих пор схемы ухода от уплаты налогов наиболее крупных участников госзакупок в Костанайской области. В этом году - особый акцент на среднем бизнесе. Мы ставим целью искоренить минимизацию налоговых обязательств компаниями, получающими бюджетные средства через механизм госзакупок.
В плане также проведение налоговиками рейдов совместно с надзорными и правоохранительными органами для пресечения незаконного оборота подакцизной продукции, который в области увеличился на фоне приостановки деятельности собственных спиртзаводов, а также выявления неуплаты налога на транспортные средства, рейдов по вопросам кассовой дисциплины.
Стоит отметить, что в ноябре 2015 года, на расширенном заседании акимата области, налоговики уже заявляли о необходимости ради пополнения бюджета наладить взаимодействие разных государственных структур и ведомств. Сегодня Паяев сообщил - в результате того, что с некоторыми департаментами было достигнуто взаимопонимание, в бюджет дополнительно поступило 72,2 млн тенге, а 36 млн находятся в работе, так как по направленным уведомлениям еще не истек срок исполнения.
Но резервов, по оценке налоговиков, еще немало.
Видны результаты совместной работы фискалов с управлением по контролю за использованием и охраной земель. По данным департамента госдоходов на 14 марта, обеспечено дополнительное поступление в бюджет 57,8 млн тенге. Но, по мнению Паяева, это 80% от резерва, который налоговики просчитали, обрабатывая данные по использованию земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные названным управлением.
Была после ноябрьского совещания активизирована работа управления архитектуры по инвентаризации объектов наружной рекламы. В 4-х городах было обследовано 527 объектов рекламы и по 514-ти взыскано в бюджет 1,5 млн тенге. Но по Костанаю, отметил руководитель департамента, охват недостаточный.
Кроме того, снова речь шла о необходимости уточнить информационные базы уполномоченных органов. Так, для контроля над исполнением налоговых обязательств управлением юстиции в органы госдоходов предоставляются данные по физическим лицам, получившим доход от прироста стоимости при продаже недвижимости. Однако 10% этих сведений некорректны - неверно указаны ИИН, даты рождения граждан и т. п.
Открытым остается вопрос по проведению масштабной инвентаризации объектов недвижимости - люди нередко не регистрируют права собственности на них и не платят налоги. Пока предметно вопросом занялись лишь в Карабалыкском районе.
Проблемными остаются и вопросы инвентаризации земельных участков. Комиссии, созданные для этого, в 8 регионах работают неэффетивно.
- Сейчас антикризисный план считаю принятым. Он на моем личном контроле, - подытожил аким Костанайской области Архимед МУХАМБЕТОВ. - Все уполномоченные органы должны взаимодействовать с налоговой службой. Отчитываться по этому поводу управления и департаменты будут регулярно, каждую неделю по две-три такие структуры.
Последние новости