Григорий КОПАНИЧУК: Преступление и воспитание
Февраль удивил не только оттепелью, но и немалым числом новостей в сфере образования. Вице-премьер РК озвучила нелестные оценки атмосферы ЕНТ и необходимость что-то менять в его проведении, учителя получили январскую зарплату с надбавкой.
Ну а ученики добавили в воспитательный процесс деятельность сотрудников силовых структур, медицинских учреждений и СМИ. Новости сообщали о заложенном взрывном устройстве в одном из костанайских кафе, существовавшем, как оказалось, только в воображении пятиклассника. А чуть раньше стало известно о реальном случае отравления атырауских старшеклассников в результате распыления перцового газа.
Есть что-то загадочное в регулярности подобных преступлений. Они абсолютно раскрываемы и наказание виновных неотвратимо, тем не менее, вопреки здравому смыслу, они повторяются снова и снова, опустошая родительский кошелек.
Есть вопросы, но информации немного. О пятикласснике известно, что он хулиганил на уроке и был выдворен из класса, для звонка о «бомбе» воспользовался школьным телефоном. Об атырауском ученике не известно ничего, кроме его же заявления, что двигало им любопытство, а не хулиганские побуждения. Если зачесть это утверждение как возможное, то принадлежит оно либо учащемуся первого года обучения, либо индивиду с особенностями развития. Так или иначе, умение мыслить отвлеченно и анализировать возможные последствия своих поступков не присуще этим школьникам, а моральное воспитание не воспринимается ими как, прежде всего, социальное воспитание.
В сухом остатке следующее: родители пятиклассника наказаны материально, учителя школ – морально: комиссии и проверки документов воспитательных мероприятий, проводимых с классами, как обязательное следствие чего угодно, случившегося в школе. И только дети приобрели бесценный собственный опыт, который и является по-настоящему единственным и главным воспитателем.
Традиционная система школьного воспитания, которая сводится к «напитыванию» учащегося правилами и нравоучениями, запретами и страхом наказания, работает малоэффективно, уступив свои позиции всемогущей окружающей среде, неоднородной, сложной и противоречивой. В этих, далеко не оранжерейных условиях становления личности только личная деятельность ученика определяет основу воспитательного процесса, а работа учителя направляет и регулирует ее.
Надо ли совсем отказаться от морального воспитания ученика в современных условиях? Конечно же нет, ведь оно - тоже часть среды, но надо изменить его вектор – исходить и действовать с точки зрения добра, с точки зрения счастья.
Разве не счастье, когда школьную жизнь не нарушают чрезвычайные происшествия, не приезжает «скорая помощь», никто не болеет, а семейный бюджет тратится на нужды семьи, а не на оплату штрафов? А ведь каждый из нас - не только сторонний наблюдатель, но и активный участник, а то и просто творец счастливой жизни собственной и окружающих.
Согласен со словами итальянского педагога Франко Нембрини: «Воспитание – это передача нашего опыта счастья, а не ценностей и правил». А вы?
Последние новости