Почему цена бензина АИ 92 после отказа от госрегулирования так и не стала свободной
Ольга ЛИХОГРАЙ
После отказа от госрегулирования цен на бензин в Казахстане прошел почти месяц.
«НГ» попыталась выяснить, кому принесло выгоду это решение правительства и какие перемены могут произойти на рынке нефтепродуктов.
С 6 сентября цена бензина АИ 92 на костанайских АЗС не превышает 125 тенге за литр
4 сентября на брифинге в Астане с участием заместителя премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева и министра энергетики Владимира Школьника журналистам пояснили, что правительство перед отменой регулирования цен на бензин самой ходовой марки АИ 92/93 рассмотрело «разные варианты и обсудило данный вопрос с участниками рынка». Итогом обсуждения стал отказ от регулирования, при котором, сообщил тогда Школьник, адекватная цена бензина АИ 92/93 может достигнуть 140-150 тенге за 1 литр.
На костанайских АЗС цена бензина этой марки 4-5 сентября максимально взлетела со 108 до 130 тенге за 1 литр. Через несколько дней цена устаканилась на 125 тенге, но единовременное повышение в течение двух дней послужило поводом для сотрудников департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Костанайской области, чтобы начать расследование в отношении сразу нескольких костанайских реализаторов ГСМ по подозрению в ценовом сговоре.
- Государственное регулирование отменили 4 сентября, но, согласно ст. 11 закона «О конкуренции», антиконкурентные согласованные действия запрещаются, - сообщил «НГ» начальник отдела расследования департамента КРЕМ и ЗК Бауржан УСПАНОВ. - Сейчас мы проводим расследование в отношении некоторых АЗС, чтобы проверить их действия на соответствие законодательству и выяснить, был сговор или нет.
В случае если нарушение закона будет доказано, владельцам АЗС грозит административная ответственность в виде штрафа в размере от 3 до 5 МРП и лишения монопольного дохода.
Сами реализаторы ГСМ в действиях антимонопольщиков логики не наблюдают. Во-первых, отпустили цену на АИ 92/93 весьма условно: у розничных продавцов есть предел рентабельности, который не должен превышать 17-19% от оптовой цены. Получается, что зависимость мелких АЗС от оптовиков, которыми являются крупные национальные компании, никуда не делась, как и зависимость от конкретной цены. Во-вторых, сам министр энергетики допускал более высокий рост цены бензина АИ 92/93. Но в итоге по всему Казахстану цена нерегулируемой марки бензина оказалась не только вполне регулируемой, но и практически идентичной - не выше 125 тенге за 1 литр. Однако сговора республиканского масштаба антимонопольщики почему-то не усматривают.
- Абсурдность этой ситуации кроется в сырьевом лоббировании, которое в Парламенте РК регулярно проводят сторонники нерегулируемых оптовых цен на бензин, не заинтересованные в развитии внутреннего рынка нефтепродуктов, - оценивает ситуацию аналитик нефтегазового рынка Сергей СМИРНОВ. - Правительство, якобы отменив регулирование на бензин марки АИ 92, только усугубило ситуацию с развитием внутреннего рынка нефтепродуктов и показало нежелание страны отказаться от сырьевой зависимости в экономике. Изначально обсуждался другой вариант: планировалось не регулировать цену российского нефтепродукта, доля которого на нашем рынке составляет 30-40%. Во-первых, он лучше по качеству, так как его стандарты - Евро-4 и Евро-5, поэтому казахстанский бензин стандарта Евро-2 нельзя уравнивать с ним по цене, изначально увеличивая выгоду реализаторам бензина низкого качества. А наша цена на бензин зависит не от стоимости нефти, а как раз таки от цены российских нефтепродуктов. Во-вторых, есть немало водителей, которые готовы платить дороже за бензин лучшего качества.
Казахстанские владельцы сети крупных АЗС даже предлагали бесплатно проверять качество местного и российского бензина в своих лабораториях при установлении ценовой разницы. При таком варианте российские нефтепродукты конкурировали бы с казахстанскими, местным переработчикам пришлось бы модернизировать НПЗ, а соперничество в итоге привело бы к выработке более-менее реальной цены.
Кстати, о модернизации трех казахстанских НПЗ - в Атырау, Шымкенте и Павлодаре - говорят с 2009 года. Тогда Правительство РК стояло перед выбором: построить еще один НПЗ, чтобы избавить внутренний рынок от бензинового дефицита и зависимости от России, а также производить качественные нефтепродукты с прицелом на мировой рынок либо модернизировать три старых НПЗ. Стоимость строительства тогда оценили в $6 млрд, стоимость модернизации - в $3-3,5 млрд. Под видом экономии бюджетных средств остановились на модернизации, которую должны были закончить еще в конце 2014 года. Но обновление толком не началось по сей день, и вряд ли начнут с учетом сложной экономической ситуации. Хотя в Китае завод с объемом переработки нефти, аналогичным казахстанскому (5 млн тонн в год), строят за 1,5-2 года. У нас же спустя 6 лет после бурных обсуждений наблюдаем всю ту же картину: бензиновый дефицит, зависимость от российского рынка ГСМ и увеличение сырьевой направленности экономики.
- За 20 лет независимости у нас не то что ни одного НПЗ не построили, но даже не изменили давальческую схему добычи, переработки нефти и реализации бензина, - отмечает Смирнов. - При экспорте бензина на мировой рынок реализаторам возвращается 12% НДС, а при продаже местным нефтеперерабатывающим заводам НДС уплачивается в полном объеме. Естественно, что реализаторам, которые либо сами являются нефтедобытчиками, либо аффилированы с ними, выгодно вывозить сырье за рубеж. И эта схема не меняется годами, а за якобы свободным плаванием цены на одну марку кроются частные интересы сырьевых лоббистов.
И пока сырьевое лобби на казахстанском рынке нефтепродуктов будет в моде, ждать скорых решений проблем с дефицитом, качеством и ценой ГСМ, по мнению эксперта, не приходится.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Последние новости