Николай ВОРОНИН: Палата № 6
Сразу оговорюсь - заголовок не по Чехову. Почитав мнение экспертов и вообще вникнув в суть нынешней экономической политики правительства, приходишь к одной мысли: мы все живем в сумасшедшем доме.
Возьмем хотя бы одну сторону - производство. Говорят, что предпринимателям созданы максимально комфортные условия, однако ощутимого результата пока нет. Для развития производства нужны деньги, а для этого нужны кредиты. Банки же с удовольствием кредитуют население, то есть физических лиц, и с большой натяжкой - производство. Потому что у них самих нет денег. Вернее, деньги есть, но они все в долларах. А предприниматель занимается производством внутри страны, поэтому ему нужны тенге. Однако Нацбанк дает национальную валюту банкам второго уровня со скрипом. И это оправданно. Нацбанк понимает: дай банкам и предпринимателям тенге, так вполне возможно, что они вместо производства тут же их в баксы обернут и дальше будут ждать у моря погоды. Да и вторую сторону тоже понять можно - страна постоянно живет в ожидании девальвации и инфляции.
Пришла новая реальность. Реальность, в которой отныне придется считать и экономить, а главное - наладить производство и работать. Но создается впечатление, что экономические реформы проводятся только в Астане, а не по всему Казахстану. По большому счету можно утверждать и следующее: если реформы требуют бюджетных денег, значит, они уменьшают эффективность экономики, замедляют рост уровня жизни населения. Нужны реформы, не требующие денег, а дающие их. Необходимо вовлечение в экономику неиспользованных резервов, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции. Это серьезные вопросы. Но мы умудряемся чудить даже в простом.
Возьмем последний - из чехарды бесконечных обменов документов, удостоверяющих личность. Сначала нагнали жути, объявив, что лицам, не обменявшим документы, с 1 января 2016 года не будут оказываться госуслуги вплоть до невыплаты пенсий. Народ ринулся в ЦОНы, занимая очереди с 6 часов утра. Выжав из людей изрядное количество денег (замена стоит порядка 500 тенге), объяснили, что документы, у которых не истек срок действия, будут в ходу до окончания этого срока. Это нормально?
Хуже того, даже при обмене умудрились проявить признаки дурдома. Например, знаю бабушку, которой 89 лет. Будучи уже пенсионеркой со стажем, она сломала шейку бедра и теперь передвигается только по комнате при помощи костылей. Сын, проживающий в России, приехав в отпуск, снес мать на руках с четвертого этажа и свозил ее на документирование. Сын уехал, а старушка не может получить новое удостоверение. Социальному работнику его не выдают, требуют личного присутствия. На неоднократные звонки получали разные ответы.
Тут были предложения заказать такси, чтобы сотрудник ЦОНа привез документ домой. Предлагали дать соцработнику нотариально заверенную доверенность или получить бабушке группу инвалидности. Вот так - тут похоже уже не на палату, а на целый корпус психиатрической больницы.
P.S. Если вдруг представители ЦОНа заинтересуются бабушкой (во что не очень верится), готов предоставить ее координаты.
Последние новости