Анатолий ТИХАНОВСКИЙ: К чему может привести творчество одного министерства
Недавно Министерство по инновациям и развитию РК сотворило (пока в проектной версии) интереснейший приказ. Им оно намерено утвердить «Правила формирования и ведения базы данных товаров, работ, услуг и их поставщиков». Интересно, кто-нибудь всерьез задумался, каким образом может быть использована столь всеобъемлющая база данных?
Как водится у нас, намерения самые благие. В стране с 2012 года существует Закон РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», где записано, что государство будет оказывать частному предпринимательству (а это и есть вся наша экономика, сельское хозяйство и сфера услуг) бесплатно некие сервисные услуги по отлаживанию деловых связей, информационную поддержку и так далее.
Вот под этот закон и рождаются упомянутые правила, которые приведут к созданию обобщенной базы данных об огромном частном секторе нашей экономики.
Ну и что, скажет кто-то. Позволю себе напомнить одну поучительную историю. В России несколько лет назад привлекли к уголовной ответственности, как китайского шпиона по масти «коммерческий шпионаж с военным окрасом», довольно именитого физика-теоретика. Он передавал заинтересованным людям в Поднебесной некий обобщенный материал по некоторым технологиям, связанным с военным делом. Интрига была в том, что этот материал изначально брался ученым из совершенно не секретных, открытых источников, из собственных научных работ и работ коллег, открытых для печати, которые любой человек, знающий азбуку, мог взять в любой библиотеке, прочесть открыто в любом научном журнале или соответствующей по профилю монографии, широко и открыто обсуждаемой.
То есть вроде бы не придерешься: по отдельности, в частности, ничто из того, что он добывал, не секрет. Но он-то информацию связывал воедино, концентрировал, обобщал и выдавал продукт иного качества и иного предназначения. И в этом есть смысл. Китайцу попробуй проштудировать русскоязычную документацию, которую надо сначала найти, осмыслить, понять суть, сделать выводы и прикинуть, годится ли все это к использованию. Сложно, затратно и еще непонятно, что из этого выйдет. Годы пройдут. А тут - возьмите все готовое.
Не секрет, что и наши спецслужбы, и «ихние» имеют специальные подразделения аналитиков, которые ежедневно, круглый год, без перерыва сидят и читают все - от прессы до региональных научных брошюрок и трудов местных публицистов из интересующей спецслужбу страны и дотошно весь материал анализируют.
Получают его, повторюсь, из совершенно открытых источников. При этом делают, анализируя массу информации, весьма верные, точные прогнозы по военному делу, по экономике, по сельскому хозяйству, о настроениях населения. Да такие выводы и прогнозы, что и мастеров «коммерческого сыска» засылать в чужую страну не надо.
Так что этот аспект надо иметь в виду, уж по крайней мере, государственным органам. А что мы имеем в перспективе реализации интересного приказа? Если пройтись по тексту его проекта, то вырисовывается следующее: формируется полноценная база данных всех частных предприятий страны, а это в том числе очень серьезные предприятия оборонной промышленности, науки и тому подобное. Размещается она на едином сайте, там будут помещаться данные о работах, товарах и услугах в полном объеме.
Уполномоченный орган, названный институтом, получает право контролировать и проверять достоверность информации обо всем этом без ограничений и следить, чтобы сведения были точными и надлежащими. Выкладываются в открытый доступ полные, исчерпывающие данные о субъектах частного предпринимательства всех профилей работы: полное наименование, организационно-правовая форма, БИН/ИИН, точный фактический адрес, телефон, факс, вид деятельности, производимый продукт, проектная годовая мощность предприятия в натуральном выражении, численность персонала с подразделением на свои кадры и иностранные, персональные данные контактного лица с телефоном, электронный адрес.
Кроме того, выкладываются все данные о производимой продукции, товарах и услугах с подтверждением сертификатами соответствия, лицензиями и прочими официальными документами. Каково? Вот вам и готовый, обобщенный продукт о всей нашей экономике! Экономические шпионы отдыхают, их конторы закрываются за ненадобностью.
При этом у нас как бы действуют законы «О персональных данных и их защите», положения Трудового кодекса с требованиями защиты персональных данных, Закон РК «О частном предпринимательстве» со специальной статьей 11 «Охрана информации о субъектах частного предпринимательства».
И какой может быть вообще «приказ» министерства, пусть даже по инновациям, частным предпринимателям, которые, во-первых, в министерстве не работают и зарплату там не получают, а во-вторых, есть п. 3, ст. 33 Закона РК «О частном предпринимательстве», которая прямо указывает, что в отношении частного предпринимательства могут иметь место только законы РК, указы президента страны, постановления Правительства РК, решения местных представительных органов и Нацбанка РК. Да и Закон РК «О государственном контроле и надзоре» говорит точно так же.
Какой вообще против этих нормативных правовых актов может быть министерский приказ, если в «табели о рангах», согласно ст. 3 Закона РК «О нормативных правовых актах» министерский приказ стоит на восьмом месте из девяти?!
Последние новости