ИВАНОВ: Закон и справедливость
О справедливости можно рассуждать, за нее можно бороться, о ней можно мечтать, но увидеть ее в жизни так же нереально, как и розовую чайку.
Конечно, в любом городе можно встретить подвыпившего таксиста, рассказывающего пассажирам легенду о том, как двоюродный брат жены свата его сестры, собираясь жениться в третий раз, поехал на рынок закупать конину и услышал рассказ продавщицы про мужчину, с которым она познакомилась в поезде и который поведал ей удивительную историю, как однажды, гуляя ночью по задворкам чужого города, вдруг узрел справедливость, хотя в это время уже был без сознания, кошелька и часов.
Многие полагают, что закон и справедливость это одно и то же женское лицо с завязанными глазами. Доказать, что это не так - очень легко.
Во-первых, с приходом капитализма, законы и поправки могут приниматься вразрез со справедливостью для лоббирования интересов определенных групп. Достаточно вспомнить закон о навязывании всем предпринимателям POS-терминалов, возмутительный закон об одинаковой для всех оплате лицензий на продажу спиртного, усиленно проталкиваемый в последнее время закон, навязывающий предпринимателям услуги Казахтелекома совместно с принудительным внедрением недешевых кассовых аппаратов. И в то же время никак не удается принять справедливый закон о включении транспортного налога в стоимость автомобильного топлива.
Во-вторых, закон не может контролировать бесконечное разнообразие жизненных коллизий, а значит что-то остается на откуп справедливости. Как пример – автостоянки во дворах. Кто-то ставит машину в гараж или на платную стоянку, у кого-то и вовсе нет машины, но они имеют такие же права на дворовую территорию, как и ставящие свои теловозы под чужими окнами. В романе Д. Лондона один из героев требовал Суровой Справедливости: "Или пусть всем развяжут руки, или всем свяжут". Или пусть каждому определят свой кусок дворовой площади, или все машины уберут. Может, кто-то на своем клочке нарисует картину маслом или рекламу, почему все должны глазеть на грязные колеса.
Те, кто ставит во дворах машины, должны отрабатывать на благо общества или платить ПКСК, чтобы на эти деньги проводились полезные для всех мероприятия. Ведь несправедливо, когда одни, экономя деньги, поливают землю маслом, загрязняют воздух выхлопами, портят нервы сигналками, а другие испытывают дискомфорт, не имея никакого профита.
Но самым болезненным доказательством разницы между законом и справедливостью является то, что при равных для всех условиях, всегда находятся более равные, а при одинаковых законах - те, для кого они не писаны, но это отнюдь не дураки. Они безнаказанно давят людей на улицах, крышуют магазины, часто даже не имеющие законных лицензий, но продающие спиртное малолетним и в неположенное время, распиливают тендеры, превышают полномочия и злоупотребляют положением.
Поэтому, особенно несправедливыми выглядят случаи, когда законы нарушают те, кого общество облекает своим доверием и от которых не ожидает противозаконных действий и поступков. Древнегреческий философ Платон не зря говорил: ”Трудно и потому особенно похвально прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость.”
Последние новости