Снежанна КИМ: «Мамы разные нужны...
…мамы разные важны». Когда Сергей Михалков писал это стихотворение для детей, вряд ли он предполагал, какой смысл будет вложен автором этой колонки в его две строчки…
Наталья - красивая русская женщина, покладистая и нежная. Вышла замуж за азербайджанца, объединив в одной семье патриархальный уклад жизни от православных родителей и традиции, и религию совсем другого народа. Жизнь не баловала в плане материальном, члены семьи все старались сделать друг для друга. Родились Расим и Лиана. Расим наследовал папин характер - уверенный, спокойный, сильный духом, обаятельный мальчик. Он радовал маму, папу, бабушку и сестру своим неиссякаемым жизнелюбием, способностью одаривать близких любовью и теплом. В школе показателями не блистал, но очень любил рисовать. Мама отдала его в художественную школу.
Лиана родилась истинной дочерью азербайджанского народа - красивая, гордая, несгибаемая. Ее огромные (папины, как говорит Наталья) глаза, смотрели на мир и радовались его краскам. Все изменится для нее в один момент, когда брат попадет в беду. Но качества, которые девочка унаследовала от родителей, - бесстрашие и настойчивость - очень пригодятся для его спасения. Лиана проявит мужество, несоизмеримое с хрупкой внешностью. Бесстрашная девочка все же добьется возможности увидеть брата. Это свидание во многом позже определит судьбу Расима Байрамова.
До этих страшных событий в семье Байрамовых случилось горе - внезапно умирает муж Натальи, папа Расима и Лианы. А потом сын попадет в лапы тех, кто заставил его взять на себя не свою вину в совершении преступления. При этом парня изломали как физически, так и морально… Жуткие три с половиной года сын и брат провел в тюрьме, истощенный, больной, сломленный. Мама и сестра все это время надеялись на чудо… Еще верили, но силы были на исходе.
Работа адвоката сталкивает с разными людьми, но я никогда не видела мать, которая так отважно, методично, надеясь на справедливость - именно, на справедливость, а уже не только на закон - вытаскивала своего ребенка из передряги. Писала, ходила, жаловалась, поднимала средства массовой информации, искала свидетелей, собирала материалы… При этом ее не сломила мысль о том, что все может оказаться ненужным: здоровье сына было подорвано сначала пытками, а потом тяжелой болезнью, которой он заразился в тюрьме.
Мои коллеги-адвокаты, сотрудники Костанайского филиала Казахстанского бюро по правам человека, журналисты, работавшие по этому делу, сделали очень много. Но не перестает восхищать то, с какой скрупулезностью, как самоотверженно мать защищала сына… И ведь смогла! Комитет ООН против пыток признал, что Расим Байрамов дал признательные показания в преступлении, которое не совершал, под пытками.
Вчера моя свекровь рассказала историю о том, как в ее молодости соседка отказалась отдать почку сыну, хотя была единственным возможным донором для него. Сын умер из-за отсутствия элементарной материнской любви, которой должен был владеть уже по факту своего рождения.
Я хотела бы спеть оду Наташе Байрамовой, но петь не умею…
Последние новости