Вадим СОБОЛЕВ: "Работать в убыток - выгодно?"
Недавно я участвовал в заседании экспертной группы областного филиала партии «Нур Отан» по проекту «Зеленая экономика». Обсуждались ситуация в коммунальной сфере, меры по сдерживанию роста тарифов, развитию инфраструктуры в районах, поддержке потребителей из числа социально защищаемых категорий населения.
Я, как представитель ассоциации «Прозрачный тариф», информировал депутатов и представителей госорганов о работе в этом направлении. Хочу сразу отметить, что «Нур Отан» реализует проект с аналогичным названием «Айкын тариф» и цель у нас одна – улучшение ситуации в коммунальной сфере без увеличения финансовой нагрузки на потребителей. Сейчас в ассоциации заканчивается сбор предложений со всех регионов, как от общественных организаций, так и от монополистов и госорганов. Участники «Прозрачного тарифа» планируют выработать на основе этих предложений единые рекомендации и дополнения в законы «О жилищных отношениях», «О субъектах естественных монополий», «О доступе к информации», «Об общественном контроле».
На встрече не было представителей управления Комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ), хотя их приглашали. Кстати, одно из предложений ассоциации касается реорганизации работы этого ведомства, которое наделено функциями уполномоченного органа, дублируя министерство, хотя с трудом справляется и с обязанностями регулятора тарифов. Причем тарифы утверждаются «кабинетным» методом, без контроля над соответствием фактических затрат предполагаемой смете, и тем более - без мониторинга и аудита реальной деятельности монополиста. Расчет и утверждение тарифа производится не по фактической деятельности предприятий, а по расчетно-предположительным выкладкам на некий будущий период через некие абстрактные нормативы, как например, теплопотребление одного метра квадратного жилой площади, расход воды и газа на одного жильца и т. д. А показатель потерь, важный и для потребителя, и для производителя, практически не учитывается.
Я считаю очень важным предложение об отказе от затратной методики тарифообразования, при которой чем хуже состояние монополиста, тем больше у него шансов получить помощь от государства. В этом случае у поставщика коммунальных услуг нет стимула улучшать свою работу. Правильным шагом может стать и публикация в СМИ ежеквартальных отчетов монополистов о текущем исполнении тарифной сметы.
Не согласен я с предложением ввести абонентскую плату совместно с расчетами по фактически произведенным расходам. Думаю, расчет должен быть лишь по факту полученных услуг.
Как отметил председатель ассоциации «Прозрачный тариф» Петр Своик, «роль КРЕМ сводится лишь к торможению тарифного роста через усложнение и затягивание заявочных процедур». Тарифные сметы же порой, с расшифровками и приложениями, весят десятки и даже сотни килограммов.
Справедливости ради надо отметить, что и возможности «антимонополистов» ограничены. Выходом было бы включение в процедуру аудита и утверждения тарифов организованной стороны потребителя с правами и обязанностями, четко зафиксированными законами.
Последние новости