Николай ВОРОНИН: На том ли экономим?
В связи с наступающим кризисом Нурсултан Назарбаев призвал казахстанцев к жесткой экономии. В чем и на чем экономить- не уточнялось. Возьмем Костанай. Разумно было бы не экономить на решении насущных проблем, близких народу. Это ремонт дорог и коммунальных сетей, очистка улиц и вывоз мусора. Что же касается бездумного украшательства - здесь можно подождать и не тратить средства.
Что на деле? Мы тратим миллионы на цветочки, иллюминации и фейерверки, да и на тех же футболистов, а экономим на социальном хлебе. Объясняют это тем, что мукомолы и хлебопеки работают в убыток и что цена на хлеб у нас самая низкая в республике. Но назовите хоть одну мельницу или пекарню, которые разорились на социальном хлебе. Просто на сдобной 20-граммовой булочке за 100 тенге получается солидная прибыль, а на социальном хлебе - маржа не та. Ну а если мы будем равняться по цене на хлеб с другими областями, то заодно уравняйте нас и по зарплатам. Ведь средняя зарплата в Костанайской области в 3 раза ниже, чем, например, в Мангистауской.
Чтобы сократить расходы бюджета, то есть сэкономить, много думать не надо. Отказаться от помпезных международных мероприятий, уменьшить число мнимых инновационных программ и сократить численность избыточного госаппарата с полумиллионными окладами. Приведу несколько цифр. Только в 2015 году Казахстан потратит 23 млрд тенге на празднование 550-летнего юбилея Казахского ханства. 40 млрд тенге на продолжение строительства в Астане комплекса «ЭКСПО- 2017», 139 млрд тенге на строительство в Алматы объектов Универсиады-2017. Можно продолжать еще и еще.
Между тем известен замечательный опыт выхода из кризиса. В 30-е годы прошлого века Рузвельт вывел Америку из Великой депрессии. Он сделал три простые вещи, но, к сожалению, у нас их применить невозможно. Поясню почему.
Первое, что сделал Рузвельт, - правительство, вопреки канонам рынка, взяло под жесткий контроль производство и оборот алкоголя. «Пьяные» деньги потекли в казну. В Казахстане же мы сейчас все приватизируем, уже идет вторая волна приватизации.
Второе - ввел прогрессивную шкалу налогов. Богатые стали платить очень много. а бедные - очень мало. У нас это невозможно, так как половина членов правительства - миллиардеры. Не будут же они делать себе хуже. Кстати, Рузвельт был из богатой семьи, но все-таки ввел налог на богатство, потеряв из-за этого дружбу с Морганами и Дюпонами. Таким образом деньги, как насосом, перекачало из денежных мешков опять же в казну. На эти деньги Америка начала возрождать производство, строить дороги и электростанции.
Кроме этого, Рузвельт остановил вал преступности, захлестнувший страну. Он реорганизовал ФБР, наделив его сотрудников правами. вплоть до правила «Сначала стреляй, а потом считай до десяти». У нас все наоборот - идет гуманизация законодательства вместо жесткой борьбы с коррупцией, запустили третью волну легализации капитала и имущества.
Несомненно, кризис мы преодолеем. опираясь на плечи простого народа. Он все выдержит, так как силы ему придает надежда - дожить с президентом до 2050 года.
Последние новости