Представитель ДВД не признал иск Расима Байрамова, пострадавшего от пыток в полиции
2 декабря в Костанайском городском суде началось слушание иска 32-летнего Расима Байрамова к ДВД Костанайской области. Истец просит суд взыскать в качестве возмещения морального вреда 100 млн тенге.
14 мая 2014 года Комитет ООН против пыток признал факт жесткого обращения полицейских с Байрамовым. О том, что он пережил, в суде рассказала представитель истца, адвокат Снежанна КИМ.
17 июля 2008 года Байрамова задержали полицейские и в течение двух дней без регистрации держали в здании ОВД Рудного. Все это время парень подвергался избиению и издевательствам, ему не давали спать. Когда засыпал, обливали холодной водой. Под действием пыток он признался в ограблении магазина. Только 20 июля Байрамову предоставили адвоката. Прокурор, проводивший допрос, даже не спросил, откуда у него телесные повреждения. А они были настолько очевидны, что врач СИЗО отказался принять Байрамова в этом учреждении, но доставивший Байрамова полицейский заставил Расима заявить, что синяки он получил в другом месте, ударившись об кровать, после чего его приняли в СИЗО.
Мать Расима, Наталья Байрамова, увидев синяки на теле сына, попросила медиков зафиксировать следы побоев и подала жалобу прокурору Рудного. Тот не отреагировал, и она написала заявление в прокуратуру области. Одновременно писала жалобы в УВД, ДВД. Во всех случаях пришел отказ в возбуждении уголовного дела. Одновременно со стороны следствия усиливалось психологическое давление на Байрамова. О побоях и о том, что признательные показания он дал под давлением, Байрамов заявлял и в суде во всех инстанциях. Но суд посчитал эти заявления попытками уйти от ответственности.
21 октября 2008 года был вынесен приговор - Байрамов получил 3 года и 2 месяца лишения свободы.
- Расима Байрамова осудили и отправили в УК 161/4, откуда он продолжал писать жалобы, - сообщила Снежанна Ким. - В учреждении было подорвано его здоровье. Не добившись того, чтобы его услышали в родной стране, исчерпав все внутренние возможности, Байрамов обратился в Комитет ООН против пыток. Вывод комитета: Казахстан не принял меры по предотвращению пыток, не провел расследование, не возбудил уголовного дела, а суд за основу приговора принял признательные показания, полученные в результате пыток.
Комитет ООН установил, что Байрамову не была предоставлена надлежащая компенсация и реабилитация за принесенные страдания, а показания, полученные под пытками, были использованы против жертвы в суде. По мнению Комитета ООН, Байрамов имеет право на возмещение морального вреда.
- При определении размера суммы морального вреда приняты во внимание данные об условиях жизни, которые приведены в заключении психолога. Байрамов воспитывался в любящей семье, никогда не привлекался к уголовной ответственности, но полицейские перевернули всю его жизнь. Сейчас у него постоянный страх выйти на улицу, не может расслабиться, в нем уничтожили чувства жалости, любви, веры в справедливость, - отметила адвокат.
Она также сообщила, что преследование Байрамова полицией не завершилось на этом инциденте. После того, как в Рудном убили 7-летнюю Викторию Ганю, Байрамов несколько раз доставлялся в полицию для дачи объяснений. По данному факту он обращался в прокуратуру Рудного и области, но решения надзорный орган до сих пор не принял.
- Иск не признаем в полном объеме, - обозначил позицию ДВД Костанайской области и МВД РК представитель ведомства Куаныш ДЮСЕБАЕВ. - ДВД не может отвечать за все государственные органы, в частности, за прокуратуру, куда также обращался Байрамов, и за суд, который вынес приговор. По ситуации с Байрамовым возбуждено уголовное дело. Пока следствие не закончится, считаем преждевременным рассматривать гражданское дело.
Во время подготовки в слушанию данного гражданского дела было решено привлечь к процессу в качестве третьих лиц полицейских, которые, по словам Байрамова, издевались над ним: Амана Курагбаева, Олжаса Сулейменова и Евгения Охотниченко. Курагбаев в ДВД Костанайской области уже не работает. В связи с тем, что они не пришли в суд, было вынесено частное определение в адрес ДВД об обеспечении их явки.
Последние новости