Евгений ШИБАРШИН: Миллиарды коррупционерам?
Миллиарды долларов из Нацфонда, которые запланированы под реализацию Новой экономической политики «Нұрлы жол - Путь в будущее», могут стать кормушкой для коррупционеров. Насколько опасения реальны?
Президент РК Нурсултан Назарбаев, провозглашая НЭП, пообещал, что для контроля эффективности использования этих средств создадут специальную комиссию. Однако, по данным генпрокуратуры, за последние три года в коррупционных правонарушениях уличены более 3 000 чиновников. Причем за такого рода деяния к уголовной ответственности привлечены и многие высокопоставленные лица. Эта статистика говорит, что коррупционность существует не в виде отдельных проявлений. Скорее всего, она уже сложилась в структурированную систему. И даже - как модно сейчас говорить - вертикально интегрированную. В таком случае прежние подходы оказываются малоэффективными.
Что нужно менять? Прежде всего, необходимо понять, что принимаемые антикоррупционные меры направлены лишь на ограничение коррупции. Они не затрагивают глубинные общественные пласты, которые каждый день, каждый час воспроизводят это негативное явление.
В этом смысле очень показателен недавний опрос, проведенный Исследовательским институтом «Общественное мнение» в 14 областях Казахстана, Алматы и Астане. Причинами коррупции в Казахстане 1 600 респондентов назвали: слабый контроль над действиями чиновников (30,5%), несовершенство судебной системы (27,6%), низкую зарплату «бюджетников» (26,5%), неадекватность наказания за факты коррупции (26,4%), неразвитую экономику и отсутствие общественного контроля (25,4%), национальные традиции, менталитет (25,3%). Понятно, что из этого набора вытекают и меры, которые предложили опрошенные: «ужесточить», «усилить» и т. п.
Все это прекрасно. Если бы не одно давно известное обстоятельство: реализацией этих мер зачастую занимаются сами коррупционеры. Именно по этой причине они сейчас говорят о коррупции, как о явлении чуть ли не вечном, которое победить невозможно, ее можно только «ограничить». С этим можно было бы согласиться, если не еще одно обстоятельство: степень «ограниченности» тоже регулируют коррупционеры.
Многие респонденты, наверное, это понимают, однако волею составителей анкеты их мнения легли в заранее установленное русло. Тогда что нового дал этот опрос? Все названные причины коррупции давно известны, о них постоянно говорится на высшем уровне власти. Но проблема как была, так и остается нерешенной. Более того, она становится фактором национальной безопасности. Если взять во внимание ставку, которую Назарбаев делает на НЭП в критических для страны условиях, и высокую вероятность растаскивания вложенных в нее средств по частным карманам.
Нынешний облик коррупции сформирован постсоветской госбюрократией. Часть прежнего управленческого аппарата, которая оказалась восприимчивой к рыночным отношениям, распределила между собой госсобственность. Причем «прихватизацию» идеологически подкрепили простой формулой: «Обогащайся!» Именно на этом собственническом и идейном фундаменте сложилось современное чиновничье здание, которое его архитекторы теперь пытаются перестроить.
Не получится. Тут надо что-то с «фундаментом» делать.
Последние новости