В Алматы ученик второго класса подал иск на 100 млн тенге к Минобразования за неграмотный учебник
"Наша Газета". Как сообщает Kazakhstan Today, алматинский второклассник Алихан
ЖУМАНОВ подал иск на 100 млн тенге к Министерству образования и науки
РК. Именно в такую сумму школьник оценил свои душевные муки и
нравственные страдания от прочтения учебника по правилам дорожного
движения для 1-2 классов, утвержденного министерством. Иск направлен в
Есильский районный суд Астаны, передает агентство со ссылкой на газету
"Время".
"После полного прочтения этой книги я пришел в чувство замешательства и
психического расстройства из-за попытки понять этот учебник. Потому как
написана она неграмотно, с большим количеством ошибок и изобилующая
просторечными выражениями, содержащими стилистические ляпы и
грамматические ошибки, ее невозможно понять... Этот учебник, воздействуя
на мою психику, вызывая сумятицу в мозге, прямо искажает и уродует
выражение моих мыслей, которые передаются для понимания обществу
посредством выражения моих слов. Заставляя и вынуждая меня при этом
выставляться перед обществом дебилом, не умеющим красиво, культурно и
разумно выразить свои мысли", - пишет в исковом заявлении истец (стиль и
орфография оригинала сохранены. - Прим. газеты).
"Алихан считает издание и распространение безграмотного учебника тиражом
12 150 экземпляров угрозой национального масштаба. И, кроме компенсации
морального вреда в размере 100 млн тенге, просит суд обязать
Министерство образования публично извиниться перед ним в СМИ", -
говорится в статье.
По словам отца Алихана Наримана ЕСИМБЕКОВА, "иск подписал он - как законный представитель сына".
- Но содержание учебника сильно возмутило
меня после того, как сын вместе с друзьями, бурно дискутируя, пытались
понять, что там написал автор Сатымбек Рыспаев, - сообщил он.
По данным издания, "рецензентом учебника, как указано на форзаце,
являлся бывший председатель комитета дорожной полиции МВД РК Умирзак
Тусумов. Там же написано: учебная программа и учебное пособие по
правилам дорожного движения для 1-2 классов утверждены Министерством
образования и науки, Министерством здравоохранения и Министерством
внутренних дел РК".
- Вот я и хочу выяснить с помощью суда, почему гаишники начали писать
учебники для детей (причем совершенно бестолковые) и проходила ли книга
психологическую и педагогическую экспертизу, - сказал Есимбеков.
В статье приводятся выдержки из учебника, авторская стилистика и
орфография которых сохранены:
"Расстояние проходимой машиной дороги между началом нажима водителем на
тормозную педаль и до остановки транспорта называется тормозным путем".
"Поподание детей под колеса машин зачастую происходят из-за того, что
ими не всегда учитываются это обстоятельство" (стр. 10).
"На перекрестках одна машина может двигаться налево, другая - направо, а
третья старается делать разворот или двигаться в противоположном
направлении" (стр. 14).
"Дорожных знаков много. Вот некоторые из них: "Поземный пешеходный
переход", "Надземный пешеходный переход" (стр. 20).
"Для чего и как на дороги наносятся разметки?", "Категорически
воспрещается детям кататься на улице на самокате" (стр. 21).
"На дорогах, где движется автотранспорт, могут случаться
дорожно-транспортные происшествия", "Виды травм бывают разными -
опухоль, ранения, вывихы и переломы костей, ожоги", "При наезде машины
на пешехода человек может упасть, получить сотрясение мозга, потерять
сознание", "К основным видам травм пассажиров, едущих в кабинах или
салонах автотранспорта, относятся потеря сознания от ударов, перелом
костей, раны и порезы тканей и кож" (стр. 23).
"Различают три вида тока крови", "Сначала нужно удостоверится из какого
сосуда вытекает кровь" (стр. 24).
"Если рана видна, то человек сам должен постараться оказать себе первую
медицинскую помощь", "На какие виды делится вытек крови из ран?",
"Интересно кататься на велосипеде" (стр. 25).
"Рабочим местом автотранспорта является проезжая часть дороги", "На
улицах или на больших дорогах днем и ночью непрерывно движутся
автотранспортные средства. Среди них встречаются и нарушители правил
дорожного движения" (стр. 30).
"Составте краткий рассказ об одном виденном вами дорожно-транспортном
происшествии" (стр. 32).
"Водители для остановки машины на любом месте или перекрестке обязан
дать сигнал торможения" (стр. 40).
"Регулировщик является контролером дорожной полиции", "Основное оружие
его работы - полосатый жезл и свисток" (стр. 42).
"На такие виды транспорта садятся только на остановках, обычно через
заднюю дверь и ведут себя тихо" (стр. 43).
"В узких местах уступайте дорогу людям преклонного возраста", "Водитель
или пассажир стоящей машины, не заметив тебя может открыть дверь и сбить
тебя" (стр. 47).
"Приведите примеры из дорожно-транспортных происшествий причинами
которых были детские игры на дорогах и улицах" (стр. 48).
"Немало людей получают травмы во время автотранспортных происшествии и авариях. Если одни из них отделываются легкими ранами, ушибами, другие могут получить тяжелые увечья - переломы костей, стать в последствии инвалидами. Особенно опасно бывает, когда пострадавший теряет много крови, что может привести к смерти" (стр. 49).
Последние новости