Николай ВОРОНИН: Мечты об экспорте
В Казахстане в связи с санкциями Запада в отношении России и ответными со стороны России усиленно заговорили о возросших возможностях экспорта продукции в соседнюю страну. Сразу скажу - такие возможности были и раньше. Просто у нас либо экспортировать нечего, либо наши производители заламывают такую цену, что россияне шарахаются от таких поставок.
Возьмем для примера экспорт мяса, о котором говорит и президент. В сентябре на заседании круглого стола по обсуждению проекта закона «О сельскохозяйственной кооперации» депутат мажилиса Турсунбек Омурзаков заявил, что сельское хозяйство в Казахстане находится в упадке. По его мнению, за годы независимости казахстанцы стали «единоличниками, капиталистами», но «потеряли то, что имели в советское время». Далее он привел некоторые цифры. Раньше аграрный сектор Казахской ССР в валовом продукте составлял 36%, сейчас - только 5%. Раньше на экспорт уходило 360 тыс. тонн мяса. Сейчас, на 2016 год, поставлена задача достичь уровня 60 тыс. тонн. Депутат заметил, что государство помогает аграрному сектору, но какие бы программы ни принимали, сколько бы денег ни вкладывали, все это уходит как вода в песок.
Еще в 2006 году была объявлена Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран. Ориентировалась она на 2030 год. Через 6 лет было объявлено, что «Стратегия-2030» досрочно выполнена, и о ней благополучно забыли. А зря. Например, в ней говорилось о создании так называемых конгломератов для экспорта мяса. На деле мы стали закупать мяса еще больше. Импорт мяса превышает его экспорт в 16 раз. За 9 месяцев 2014 года импорт мяса только из США увеличился на 12,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том же 2006 году нам обещали превратить страну в нефтесервисный кластер по примеру Норвегии. Сегодня мы завозим ГСМ из России, ведутся переговоры об импорте из Азербайджана и Туркмении.
Теперь уже действует «Стратегия-2050». Как сказал бывший дипломат Казбек Бейсабаев: «Так и живем - от программы к программе. Скот и нефть имеем, а с мясом и ГСМ не получилось».
Прежде чем что-то экспортировать, надо подумать о насыщении внутреннего рынка. Об этом красноречиво сказала вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева: «Какой экспортный потенциал? Как говорится, задницу надо прикрыть сначала свою, а потом уже...» Точнее не скажешь. Действительно, как и что экспортировать, когда у нас все, как обычно: фирмы-пустышки, махинации с землей, невесть куда девшиеся государственные средства.
По подсчетам казахстанского эксперта Марата Шибутова, импортируется 12 важнейших товаров, без которых существование нашей экономики невозможно. Возникает даже парадоксальная ситуация: Россия поставляет 6 млн тонн нефти на Павлодарский и Шымкентский НПЗ. Это составляет 43% внутреннего потребления нефти. Много ввозится бензина, битума, смазочных масел, азотных удобрений и т. д. Из продовольствия Россия поставляет в Казахстан 55% курятины, 54% рыбы, 28% молочной продукции, 25% сахара. Завозятся машины и оборудование.
Получается, что ни вспахать, ни посеять, ни на стол накрыть без российского импорта мы не сможем. Ну а об экспорте только помечтаем.
Последние новости