Евгений ШИБАРШИН: Армию реформируют?
Смену министра обороны РК можно назвать событием заурядным, если бы не личность нового руководителя этого ведомства. Любая силовая структура - всегда предмет особого внимания руководителя государства, однако в Казахстане министры обороны так часто смещались, что очередная передвижка могла остаться незамеченной. Ну разве что на нее обратили бы внимание только в связи с тем, что имя экс-министра Серика Ахметова «полоскали» в СМИ в связи с коррупционным скандалом в Караганде. Потому и его отставка казалась делом времени.
Так почему же именно Имангали Тасмагамбетова привели на пост министра обороны? Если сравнивать эту должность с предыдущей (аким Астаны), то это выглядит как понижение. Или же он устал от забот, связанных с устройством пафосных мероприятий по формированию международного имиджа Казахстана, и воспользовался возможностью сменить обстановку? А может, в стране назревают какие-то серьезные события, и у Назарбаева возникла необходимость во все места, где есть «человек с ружьем», поставить самых преданных людей?
Гадания экспертов продолжаются, каждая из выдвигаемых версий, наверное, имеет какое-то реальное основание. Но мало кто обращает внимание на главное: последние годы Тасмагамбетова ставят на те посты, где нужно решать не «глобальные» проблемы, а вполне конкретные вопросы. В правительстве и в Администрации президента он задерживался на 1-2 года. Но акимом Алматы был 4 года, акимом Астаны - 6 лет. И каждый из периодов его работы в столицах отмечался определенными подвижками.
Выходит, что и в министерство обороны Тасмагамбетова отрядили для решения вполне конкретных задач. Каких именно? Ведь одно дело, когда гражданский человек рулит городским хозяйством, и другое - военным ведомством? Очевидно, на данном этапе казахстанскому войску понадобился не столько человек с военными знаниями и боевым опытом, сколько хороший организатор. Да к тому же понимающий толк в политике. В этом смысле систему современной военной обороны должен выстраивать человек, который хорошо понимает политический смысл существования армии на огромной территории, границы которой практически беззащитны. Хотя угроза агрессии в существующих глобальных реалиях скорее возрастает, чем уменьшается.
Как бы ни относиться к вовлечению украинской армии в разрешение внутриполитического кризиса, но то, что она оказалась небоеспособной, это факт. Очевидно, этот опыт заставил руководство Казахстана и на свою армию посмотреть другими глазами. Увидели странную картину: за внешним парадным глянцем спряталась коррупционная ржавчина, разъевшая высший командный состав. Какие ценности в случае необходимости будет защищать такая армия?
Вполне возможно, что эти проблемы замечались и раньше, но армия до последнего времени оценивалась, скорее, не как реальная боевая сила, а лишь в качестве дорогостоящей игрушки. Под зонтиком ядерных держав иногда можно было позволить себе поиграть в учебные бои и красивые парады по большим праздникам. Когда-то с этим надо кончать. Скорее всего, Тасмагамбетов займется реформированием армии.
Последние новости