Евгений ШИБАРШИН: В поисках истины
Тема информационной безопасности Казахстана до последнего времени беспокоила только министерство, ведающее делами СМИ. После упразднения цензуры кто-то же должен беспокоиться о незамутненности мозгов граждан молодой суверенной республики.
С некоторых пор эта повестка дня стала злободневной и для экспертного сообщества. Политологи, социологи и представители медиаструктур обнаружили, что пропагандистская война вокруг кризиса на Украине вошла в наш дом и разделила общество. Выходит, что Казахстан беззащитен перед лицом любой информационной интервенции? Что делать?
Ответ на этот вопрос недавно попытались найти в исследовательском клубе «Аспандау». Тема дискуссии – «Информационная безопасность Казахстана: в поисках объективной истины». Казалось бы, вектору обсуждения придано нужное направление: информационную безопасность реально обеспечить не созданием барьеров от проникновения «вражеских голосов», а развенчанием пропагандисткой лжи объективной истиной. Но кто будет носителем «объективной истины»?
Выступивший с основным докладом владелец медиагруппы «Тан» Арманжан БАЙТАСОВ посетовал, что основная масса казахстанцев из-за низкого качества отечественных телепередач предпочитает смотреть российские шоу-программы.
- И в этом - прямая опасность того, что мы отдали свое информационное пространство на откуп другому государству, - резюмирует Байтасов. - Я считаю, что это однозначно плохо.
По его оценке, если бы Казахстан сейчас находился в состоянии информационной войны, он бы ее проиграл. Для иллюстрации Байтасов сослался на односторонность освещения событий на Украине российскими и украинскими СМИ. Он считает: если бы казахстанские масс-медиа давали объективную информацию, не было бы такого раскола, который сейчас наблюдается в нашем обществе по поводу отношения к данному конфликту. И потому решил в своем «Тане» выпускать «объективные» новости.
Об этом Байтасов заявил в интервью сайту radiotochka.kz еще 9 сентября. Но будут ли эти новости свободны от субъективизма главы медиагруппы? Например, до конца ли он продумал свои оценки, заявив журналисту, что референдум о присоединении Крыма к России был «очень странным», и Казахстану в тот момент для вступления в Евразийский союз «нужно было чуть-чуть остановиться и подумать - а стоит ли нам сейчас идти на эти интеграционные процессы»? Байтасов не скрывает, что точного ответа на эти вопросы он не знает, но в своем «Тане» хочет демонстрировать объективность. Как? Так же, как высказался по поводу введения Россией эмбарго на импорт продовольственных товаров из стран Евросоюза?
- Мне кажется, что с правительством Казахстана и Белоруссии этот вопрос не согласовывали, - сказал Байтасов. - А если уж и согласовывали, то все равно россияне сделали по-своему. Но ведь мы единый Таможенный союз. Как быть Казахстану? Выходит, этот союз какой-то неравный?
Так ведь к этому времени руководство России уже заявило, что Казахстан и Беларусь не обязаны делать то же самое. А Байтасов все еще мучался этим вопросом.
Заявить о приверженности «объективной истине» легко, но попробуй найди ее в море шелухи из амбиций и предрассудков.
Последние новости