Николай ВОРОНИН: Богатые, но без денег...
Костанайская ТЭЦ нуждается в реконструкции. Специалисты говорят, что износ основного оборудования составляет 74%. На реконструкцию необходимо 22 млрд тенге. Первый заместитель акима области Евгений Аман заявил, что на такой ремонт ни в областном, ни в республиканском бюджетах нет средств.
Поэтому предполагается провести реконструкцию на коммерческой основе. А это значит кредит, проценты по нему и как результат - рост тарифов, и так непомерно раздутых.
Я категорически не согласен с Евгением Иосифовичем. Деньги есть. В нефтеносных районах они фонтанируют из скважин. Просто основную их часть кладут в карман иностранные компании, «отбивая» инвестиции. Нам остаются остатки с барского стола, который накрывают за наш же счет. Справедливости ради надо признать, что эти остатки все же весомые. Кроме того, Казахстан - крупнейший по стандартам МАГАТЭ производитель урана. Четвертый крупнейший производитель меди, обладатель девятого в мире золотого запаса и почти таких же запасов цинка. Богатая страна.
Но тут возникает другая беда - как деньги расходуются? Как раз в то время, когда в Костанае не могут найти 22 млрд на реконструкцию ТЭЦ, мажилис в первом чтении одобряет законопроект о списании 195 млрд тенге пени и штрафов, прощая их бизнесу. На строительство вип-кладбища в Астане выделили 1 млрд. В правительстве решили, что национальный пантеон для погребения уважаемых людей страны в столице - это неотложная задача государства. Деньги выделяются из резерва госбюджета для непредвиденных трат. Почему решили, что смерть уважаемого человека обязательно будет непредвиденной, непонятно.
В это же время председатель комитета по финансам и бюджету мажилиса Гульжана Карагусова заявила,что от созданной Единой национальной системы здравоохранения «стонут сами врачи». От себя добавлю, что от этой системы стонут и больные, которым «гарантирована» бесплатная медицинская помощь. Чтобы получить бесплатные лекарства, положишь остатки здоровья. А на эту систему израсходованы уже 14.5 млрд тенге. Кроме того Минздрав требует еще 10 млрд на окончание этого проекта. И тут г-жа Карагусова задалась риторическим вопросом: «Какое окончание, если и начала-то нет?»
Даже на финансирование партии «Нур Отан» в 2013 году нашли более 3 млрд тенге. А сколько денег уходит на другие программы, саммиты, азиады, выставки? Чтобы денег хватало всем и на все, надо кардинально менять систему управления. Складывается впечатление, что если у нас что-то не получается, то, скорее всего, потому, что по этому вопросу еще не разработана «Стратегия - 2070» или не принята «Дорожная карта», в нашем случае - по ремонту котельных.
Необходимо придать использованию бюджетных средств публичный характер. Не секрет, что в западных СМИ нас называют «Казахстан Лимитед» или «ТОО Казахстан». Видимо, потому, что ТОО не публикуют финансовой отчетности. Нам нужно идти к стране - акционерному обществу, в котором граждане - акционеры, а власть - управляющие менеджеры, работающие в интересах акционеров. И если акционер сказал, что котельную надо реконструировать, то управляющий должен сделать это безоговорочно.
Последние новости