Почему подорожание бензина лишь спровоцировало очередной дефицит дизельного топлива?

Ольга ЛИХОГРАЙ

27 августа 2014, 15:00 |  Общество

В Костанайской области вновь серьезные перебои с ГСМ. Уже больше месяца водители пассажирского транспорта испытывают острый дефицит с дизельным топливом. Купить солярку можно только на АЗС «КМГ» и «Гелиос». На АЗС «Бахыт», «Иволга», «Мунай онимдери» и «Эталон» ее нет вообще.

Чтобы залить полный бак, водителям автобусов, фур и грузовиков приходится выстаивать в километровых очередях до часу-двух ночи. 22 августа цена на бензин одной из самых ходовых марок АИ 92 повысилась на 13 тенге - со 115 до 128 тенге.

Два других вида ГСМ, предельно допустимая цена на которые устанавливается приказом Министерства национальной экономики РК, бензин марки АИ 80 и дизельное топливо, не подвинулись в цене ни на один тенге. Но и ожидаемое подорожание бензина марки АИ 92 может пройти практически с нулевым эффектом.

Два шага вперед, три - назад

По крайней мере, так утверждают владельцы частных костанайских АЗС. И называют круг проблем, которые неоднократно озвучивали. В частности, что розничным реализаторам ГСМ приходится работать чуть ли не себе в убыток из-за нерегулируемой оптовой цены, что высокая цена на бензин в приграничных российских городах создает условия для незаконного сбыта и спекуляций. И уже следствием этого явилась нехватка ходовых марок ГСМ на костанайском рынке.

Без ссылок на себя розничные торговцы рисуют следующую картину. Повышение цены на АИ 92 выглядит популистской мерой хотя бы потому, что цена, по которой в сентябре ГСМ оптом будут продавать казахстанские НПЗ, до сих не объявлена. Вполне возможно, что она вплотную приблизится к новой стоимости 92-го - 128 тенге за литр. Никакой суперприбыли мелкие операторы не получат, а ситуация, когда опт дороже розницы, повторится.

Второй шаг, который якобы в сторону розничных операторов сделали в правительстве, - это снятие запрета на ввоз бензина из России. До 30 июля эксклюзивное право ввоза российского бензина было только у национальной нефтяной компании «КазМунайГаз» (КМГ). По какой цене она покупала нефтепродукты у россиян и сколько накручивала сверху, для местных операторов - тайна за семью печатями.

Сейчас ГСМ из ближайших городов РФ завозят все. Но объемы бензина, которые могут потянуть костанайские операторы, чтобы вписаться в установленные в РК цены, невелики. Более-менее рентабелен только бензин стандарта евро-3, который российские нефтяники уже практически не производят. Небольшие объемы расхватывают костанайские розничные торговцы, чтобы хоть как-то покрыть местный дефицит. Если совсем начистоту, то евро-3 - это зачастую брак, оставшийся от переработки евро-4 и евро-5, поэтому его в малых количествах и сбывают россияне.

Если переходить на качественный российский бензин высшего стандарта, то продавать в Костанае его нужно по 150-170 тенге за литр.

Дорогой лучше дефицитного?

Кстати, местные перевозчики, у которых водители автобусов оказались в самом незавидном положении, считают, что дорогой бензин лучше дефицитного.

- За последние полгода мы переживаем уже второй ажиотаж с нехваткой дизтоплива, - рассказал «НГ» директор ТОО «Компания STA» Эдуард КИНА (маршруты № 10, 21). - Полночи водители автобусов стоят в очередях, а с шести утра выходят на смену. Это небезопасно для пассажиров. По проблемам с дизтопливом аким Костаная около двух недель назад проводил совещание. Ситуацию обещали стабилизировать, но пока безрезультатно.

Проблемы с дизтопливом стали настолько регулярными и так выбивают из колеи автобусников, что Кина подумывает взять лицензию на открытие собственной заправки.

- По мне, пусть бензин будет дороже, но зато в свободной продаже, - отмечает Кина. - В прошлом году нам объясняли, что топлива не хватает, поэтому что местные заправщики сознательно выставляют заниженные объемы в преддверии очередного повышения. Отсюда и дефицит.

Необходимые объемы

Владельцы АЗС называют эту версию не иначе, как «уткой» от заинтересованных лиц в национальных компаниях. В акимате Костанайской области острого дефицита не наблюдают и в целом настроены оптимистично.

27 августа в Министерстве энергетики РК прошло совещание по распределению объемов бензина марок АИ 92, АИ 80 и дизельного топлива, предельные цены на которые контролируются на самом высшем уровне. Один литр 92-го не может стоить дороже 128 тенге, 80-го - 89 тенге, солярки - 115 тенге. Операторы Костанайской области обозначили в заявках на сентябрь следующие объемы: 10 000 тонн дизельного, 8 000 - АИ 92, 4 000 тонн - АИ 80.

- Эти объемы назвали наши операторы, но какие нам утвердят в министерстве энергетики, пока не известно, - сообщил «НГ» 26 августа как раз по пути в Астану руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационных технологий акимата Костанайской области Мейрам СОКИТБАЕВ. - Конечно, я расскажу о ситуации с ГСМ в нашей области. Но утверждают объемы, исходя из возможностей Атырауского и Павлодарского заводов. В первую очередь отпускают на проведение осенних уборочных работ, «КазахТемирЖолы», а остальное распределяют по областям. Цену установили единую по всему РК, но транспортировка в Костанай и по Павлодару в нескольких километрах от завода подразумевает разные затраты.

Согласно мониторингу управления предпринимательства, дефицита дизельного топлива в области нет. Есть временные трудности. «Бахыт» лихорадит с прошлой осени, у «Иволги» и «Эталона - небольшие затруднения, поэтому они продают солярку только по талонам. В свободной продаже дизтопливо на заправках «КМГ», «Мунай онимдери» и «Гелиос».

- Я лично разговаривал с директорами местных заправок, - пояснил Сокитбаев. - Многие заявили, что уже заключили договоры и будут завозить топливо из РФ, которое восполнит небольшой дефицит. Думаю, что через 7-10 дней ситуация стабилизируется.

Водители, перевозчики и сами розничные реализаторы ГСМ этого оптимизма пока не разделяют. Но и строить прогнозы не берутся, потому как нефтеперерабатывающую отрасль контролируют слишком влиятельные лица.

Как долго продержатся эти цены на бензин, на местном уровне ответить не могут