Евгений ШИБАРШИН: Маловероятный сценарий

«Досрочные выборы в мажилис возможны. Но маловероятны»

Евгений ШИБАРШИН

19 августа 2014, 14:17 |  Мнения

Казахстан настолько привык к досрочным парламентским выборам, что любая широкомасштабная перетряска обитателей Акорды побуждает экспертов к обсуждению возможности внеочередной выборной кампании. Недавняя реформа Правительства РК не стала исключением.

Некоторые аналитики говорят уже не только о высокой вероятности новых выборов, но даже называют сроки. Одни их ждут к концу 2014 года, другие говорят о первой или второй половине 2015-го.

Хотя, если судить по разношерстности аргументов, достаточных объективных оснований никто пока не привел. Нельзя же серьезно относиться к выводу, что кабмин в новом составе нуждается в быстром проведении через парламент своих законопроектов, и для этого депутатский корпус нужно обновить. Или, например, утверждается, что смену президента нужно предварить конституционной реформой, дающей больше полномочий парламенту.

Что касается первого, то изменения состава или структуры законодательного органа на скорости прохождения через него законопроектов отражаются, скорее, со знаком минус. Относительно второго аргумента тоже не нужно быть наивным. Предоставление больших полномочий парламенту - пока лишь благие пожелания противников авторитаризма. Нурсултан Назарбаев недавним реформированием правительства лишний раз подтвердил, что основную ставку он по-прежнему делает на сильную исполнительную власть. Если у него до последнего времени и были другие планы, то украинский опыт заставил их пересмотреть.

В этой связи уже не должно вызывать сомнения, что в Казахстане высшая власть будет передаваться через механизм наследования. Опыт некоторых постсоветских стран говорит, что это наиболее оптимальный вариант сохранения преемственности, которая упреждает разрушительные конфликты при дележе важных государственных должностей.

Не следует спешить с выводами и по поводу недавних популистских шагов «Нур Отана». То, что партия власти обнародовала свой бюджет и заявила о запланированных мерах по борьбе с коррупцией, еще не означает, что она начала подготовку к выборам. Некоторые эксперты считают, что это лишь проявление креатива новых людей в штабе «Нур Отана», которые дают о себе знать после перехода в президентскую администрацию бывшего первого заместителя председателя «Нур Отана» Нурлана Нигматулина. К тому же в других партиях заметной активизации, свойственной периоду подготовки к выборам, не наблюдается.

В принципе, досрочные выборы в Мажилис возможны. Но маловероятны. Нужно учесть, что прежде они назначались для реорганизации законодательной ветви власти в рамках конституционных реформ. Но в том-то и дело, что эти преобразования при всей видимости демократизации политической системы всегда проводились так, чтобы оставить за исполнительной властью возможность управлять всеми общественными процессами.

Сегодня для Казахстана и внешние причины (глобальный экономический кризис, перешедший в передел мира), и внутренние (период транзита власти) объективно диктуют необходимость централизации управления страной. В этих условиях затевать «демократические игры» такой опытный политик, как Нурсултан Назарбаев, никогда не станет.