Евгений ШИБАРШИН: Кризис управления

"Исполнительная власть в Казахстане дошла до крайней точки"

Евгений ШИБАРШИН

13 августа 2014, 10:41 |  Мнения

Новость о введении Россией эмбарго на импорт продовольствия из Евросоюза и США затмила пересуды казахстанцев по поводу реформации своего правительства. Да и что тут обсуждать? Дело то не новое - играют высокие начальники в чиновничьи комбинации, ну и пусть. Чем больше они будут заняты своими внутренними делами, тем меньше вероятность, что придумают для народа какую-нибудь очередную пакость.

Однако в среде казахстанских экспертов создание «компактного» кабмина оценили по-разному. Одни утверждают, что структура главного исполнительного органа давно нуждалась в радикальной перестройке, и тот факт, что она состоялась, уже создает предпосылки для повышения эффективности работы правительства.

Другие, не видя какой-либо логики в этих изменениях, оценили эту меру лишь как политический шаг, направленный на повышение рабочего тонуса в управленческой среде. Третьи профильтровали список новых начальников и, не найдя там свежих имен, ограничились ерничаньем по поводу их персон. Четвертые пошли дальше. Они пытались разглядеть в правительственной ломке подготовку к досрочным парламентским выборам.

Благо такого рода прогнозы в Казахстане появляются с завидным постоянством. Причем ни один из гадальщиков еще не ошибся. Путались в сроках. Но в конечном счете досрочные выборы обязательно наступали. Правда, прозорливость наших доморощенных аналитиков тут ни при чем. Просто у казахстанской власти привычка такая - не давать депутатам досиживать свой срок в парламенте до конца.

Все эти мнения имеют право на жизнь. Вот если бы еще кто-нибудь оценил, как будут приниматься решения в новых министерствах после того, как они совместили функции различных ведомств. Ведь кто-то же разрабатывал новую схему управления. Вполне возможно, что даже защищал ее на каком-то совете. Ну уж наверняка ее предварительно согласовывали с президентом РК.

Пока об этом ни слова. Возможно, не случайно. Стояла главная задача - сократить. В таких условиях можно соединить структуры с какими угодно функциями. Как, например, влили финансовую полицию, которая боролось с коррупцией, в ведомство, занимающееся подбором государственных служащих.

Некоторые эксперты, видя такого рода несуразности и не желая думать о власти плохо, начинают домысливать, что данная структурная перестройка правительства сделана под какие-то будущие задачи, неведомые пока широкой публике. Если бы так. Но, увы. За 23 года независимости Казахстана мы чаще сталкивались с фактами, когда такого рода предмыслие оборачивалось банальным недомыслием.

Пока вполне определенно можно сказать только одно: исполнительная власть в рамках существующей в Казахстане политической системы дошла до крайней точки. Ситуация сейчас такая, что никакие внутренние реорганизации уже не могут сделать ее эффективной. Она взяла на себя слишком много функций и теперь уже не способна решать задачи развития экономики. Объективно мировой экономический кризис еще воспроизводит необходимость определенной централизации управления. Однако власть, приучившись брать на себя все и вся, не может сейчас разобраться, что оставить в своем ведении, а от чего отказаться.