Анатолий ТИХАНОВСКИЙ: О духовном и материальном
Недавно встретил на улице своего сослуживца по МВД еще 80-х годов. Он квалифицированный адвокат, ему, как и мне, под 60. Разговорились на ходу, потому что каждый спешил по своим делам. И вот что интересно - разговор получился короткий, но емкий.
Булат рассказал, что он, в большей степени атеист, будучи по делам в Астане, поддался общему настроению и посетил мечеть, которая поразила размерами и роскошью. И вот какие мысли его посетили. Нет, о духовном он думал тоже, о вечности, бренности мира... Но основное - не это.
Думал он о том, что у нас в стране после приснопамятных времен советского воинствующего атеизма люди пришли снова к Богу, возвысилась духовность. Во всяком случае - внешне. Построено или отреставрировано множество мечетей, церквей, соборов и синагог. Они величественны и великолепны. Это, вероятно, хорошо. Вот только за это же время у нас так и не приняли закон «О ветеранах», о наших многоуважаемых стариках, которым мы обязаны всем, что имеем. Ну, не нашлось времени, а может быть, и желания, у власть предержащих, у «слуг народа», чтобы с вниманием отнестись к ветеранам, заслуги которых перед страной бесспорны. Миллиарды, пусть даже не государственные, а частные, за время суверенитета ушли на культовые сооружения, а ветераны по большому счету до сих пор обойдены.
Да, государство и церковь формально отделены друг от друга, но на деле-то это весьма условное отделение. Высшее руководство страны и акимы всех уровней непременно посещают культовые сооружения по различным церковным праздникам и там общаются с электоратом. В России точно так же. И светскость государства никак не должна мешать государству же заботиться о ветеранах. Не так ли? Их, оставшихся числом весьма малым, к примеру, можно было бы «простым движением руки» освободить хотя бы от оплаты коммунальных услуг. Это монополистам, предоставляющим таковые услуги, как маковое зерно на футбольном поле - в смысле расходов. Но - нет! А деятельность монополистов ведь регулируется государством.
Вот и выходит, что мечети, соборы, церкви и синагоги возвышаются над головами людей теперь во множестве, напоминают им о духовном, вечном и божественном, а под их стенами в прямом и переносном смысле сидят те же нищие и убогие, которые до этого сидели и просили подаяния просто на заплеванном «светском» асфальте. Что изменилось-то по сути?!
Такие мысли пришли в голову моему сослуживцу после посещения мечети. А вы как думаете, земляки? Можно ли в такой постановке вопроса совместить духовное и материальное? Нужно ли с морально-этической точки зрения возводить роскошные культовые, да и государственные сооружения при том, что очень многие ветераны войны, старики-целинники находятся в униженном положении? Может, надо сделать наоборот? А уж потом роскошью культовых и прочих сооружений тешить самих себя?
Последние новости