Анатолий ТИХАНОВСКИЙ: Номер с девальвацией
Народ еще толком не отошел от февральского финансового катаклизма, в результате которого наш тенге подешевел по отношению к доллару на 20%, как юристы заявили, что сам процесс девальвации был незаконным. Что нет ни одного документа, который бы свидетельствовал о его легитимности.
ОО «Юристы за соблюдение законов» в лице адвоката Жангельды Сулейманова заявило, что потребовало от Нацбанка РК предоставить документы, на основании которых было принято решение о девальвации. 16 апреля Нацбанк ответил, что никакого нормативного правового акта не принималось. То есть важнейшее для страны и всего общества решение не было оформлено в письменном виде, что является нарушением Закона «О Нацбанке».
Дотошные юристы всерьез восприняли слова председателя Нацбанка Кайрата Келимбетова о том, что он и сам узнал о предстоящей девальвации тенге ночью, хотя утром о ней уже было объявлено. Отсюда вывод – глава Нацбанка РК лично не принимал участие в решении вопроса, хотя по закону должен был.
Согласно ст. 15, п. 56, п. п.1 вышеупомянутого закона, правление Нацбанка, одобряет (или не одобряет) всю государственную денежно-кредитную политику, согласно п. 7 этой же статьи, оно же устанавливает пределы отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты в обменниках. Согласно ст. 15 п. 37, правление под руководством председателя устанавливает правила организации обменных операций с иностранной валютой, включая и соотношение тенге к валюте иностранных государств. Согласно ст. 17, заседания правления, в том числе и по вышеназванным вопросам, проводятся не реже одного раза в месяц, а внеочередные, как, например, о принятии экстренных решений по сложившейся финансовой ситуации преддевальвационного характера, немедленно по требованию либо самого председателя, либо трех членов правления Нацбанка. И решение здесь, в том числе по девальвации и иным подобным финансовым вопросам, принимается простым большинством голосов, где при равенстве решающим считается голос председателя. Все решения оформляются соответствующими актами, что и придает потом этому деянию легитимный характер. И как при таком порядке сам председатель Нацбанка якобы узнает о свершившемся факте за пару-тройку часов до сообщения об этом всей стране и миру?
Как видно из ответа Нацбанка РК юристам, таковых документов нет и не было. Возможно, не было и указанной процедуры принятия решения. И как тогда все это понимать? Что это тогда вообще было?
Вот такие дела. Юристы, поднявшие вопрос, конечно, понимают, что девальвацию уже не отменить, как невозможно остановить лавину, ринувшуюся с вершины горы. Они прямо об этом заявили. Но в то же время они выразили огромное беспокойство по поводу того, как принимаются решения, касающиеся всех казахстанцев. Если простой человек или бизнесмен «на копейку» сделает что-то не так, не буква в букву, так его в пыль лагерную сотрут, анафеме предадут. А здесь и вот так, оказывается, можно …
Нет, может быть, здесь кто-то кого-то не так понял. Тогда пусть банкиры расскажут всем, как там все было и как эта девальвация вдруг случилась. Только с правовой точки зрения.
Последние новости