Николай ВОРОНИН: Презумпция виновности
Удивительно быстро утихла шумиха вокруг очередной кампании по борьбе с коррупцией. Она была инициирована правящей партией, но методы, предложенные «нуротановцами», у многих вызвали лишь ироническую усмешку. Как в свое время сказал Горбачев, «те же штаны, только мотней назад».
Каким только оружием не пытались бороться с коррупцией за последнее время. Было создано множество программ, стратегий и концепций. И значки для чиновников придумали, и стихотворно-песенные конкурсы объявляли. Результат - обратный. Только в Костанайской финпол зарегистрировал по линии коррупции в 2013 году 136 преступлений против 99-ти в 2012 году. Половину из них совершили служащие акиматов, 7% - акимы, 13,2% - сотрудники органов внутренних дел. К уголовной ответственности в Казахстане привлекаются чиновники от министров до сельских акимов. В мае 2013 года директор центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов (ранее он работал в правительстве) заявил: «У нас половина правительства - миллиардеры». До сих пор со стороны членов кабмина возражений не последовало. Да и как возразить, если по версии «Форбс» министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев входит в список богатейших людей Казахстана. Он обладает состоянием более $100 млн. Я не верю, что честным путем в одночасье можно стать миллиардером, пусть даже теньговым.
Мне также не понятно, зачем, борясь с коррупцией, Казахстан принял закон «О легализации капитала». Кстати, есть сведения, что во время действия этого закона им воспользовались исключительно чиновники и бизнесмены. У простых граждан нелегальных капиталов не оказалось. Отсюда вывод - всерьез наши власти с коррупцией бороться не будут никогда, потому что это будет во вред им же.
Вообще тема служения Отечеству столоначальников разных калибров так же тесно связана с кумовством и коррупцией, как инь и ян, черное и белое, водка и соленый огурец. У народа сложилось впечатление, что любую должность можно занять, если у тебя есть агашка или большие деньги. Присутствие во власти стало исключительно «способом обогащения», а не служения стране. А коль так, то ждать действенных мер по борьбе с коррупцией от коррумпированных чиновников не приходится. Как говорится, при виде злата и пророк собьется с праведных дорог.
Страшно и то, что в нашем обществе среди молодежи обесценились такие светлые понятия, как честь, совесть, мораль, справедливость. Больше ценится умение обогатиться - пусть даже и самым гнусным и мерзким путем. Я считаю, что нужен закон, который позволил бы при расследовании коррупционных преступлений отойти от принципа презумпции невиновности. Другими словами - надо, чтобы не финпол доказывал чиновнику, что тот нарушил закон. А чтобы чиновник объяснил и доказал документально, как он стал миллиардером, на какие деньги построил элитный особняк, откуда у него в семье несколько престижных иномарок, как на зарплату государственного служащего он смог возвести мечеть в честь своего отца.
Если чиновник не сумел доказать законность своего состояния - все «честно нажитое» конфисковать. Не обязательно лишать его свободы, но изъять надо все. Но чтобы такой закон появился, нужен парламент, не заглядывающий в рот тем же чиновникам из правительства, либо нужна политическая воля. Дождемся ли?
Последние новости