Виктор ДЕЙНЕКА: Занятие для племянников
Виктор ДЕЙНЕКА, Костанай
Если в период НЭПа в России было изобретено около 400 относительно безобидных способов отъема денег у граждан, практикуемых незабвенным Остапом Бендером, то в наше время бурного развития дикого рынка их на порядок выше. Кроме известных модификаций «пирамид», построенных Мавроди и его многочисленными последователями, в этот процесс активно включилась рать чиновников. А это уже системный, почти научно-методический и массовый подход с соответствующими масштабными результатами.
Изощренный ум чиновников почти ежедневно рождает новации, прикрытые фиговыми мотивами. При этом явно просматривается стремление максимально облегчить свои «трудовые будни», снять тяжкое бремя ответственности, а заодно обеспечить своим близким («племянникам») рабочие места с нехилыми доходами. Примеров таких новаций множество, и они расползаются, как муравьи, забиваясь во все щели нашей жизни.
«НГ» уже писала о рыночных упражнениях газовиков по изысканию дополнительных доходов, а по-существу - сбору поголовного оброка с пользователей газовыми бытовыми приборами. Согласитесь, странным выглядит организация всеобщей «чистки» вентиляционных каналов, особенно в многоквартирных домах, построенных на века по строгим строительным нормам и правилам. Примером газовиков завтра последуют остальные службы ЖКХ с предписаниями почистить вентиляционные каналы в ванных комнатах и туалетах, испытать на прочность балконные плиты и т. д.
В этом же ряду новаций находится радиоиздевательство над людьми, временно или постоянно находящимися в зоне Центрального сквера Костаная. Авантюрная новация родилась из благих намерений местных властей и содержится за счет налоговых отчислений граждан города, которых явно не хватает на ночное освещение улиц.
Особую активность в отъеме денег и времени у граждан (которое тоже - деньги!) проявили госслужбы по земельным отношениям, архитектуре и строительству, охране окружающей среды, недропользованию. Решила не отставать и служба ЧС. Посмотрите вокруг на сотни озабоченных граждан и предпринимателей, ежедневно обивающих пороги этих и других государственных учреждений с заявлениями, согласованиями, разрешениями... В таких заведениях с длинными коридорами, как правило, имеется много темных углов и уединенных мест, где почти всегда можно ускорить решение вопроса и «договориться».
Проталкивая несовершенные законы и инструкции с надуманными, часто драконовскими правилами игры, лишенными здравого смысла, чиновники целенаправленно выстилают тернистый путь решения даже простых житейских проблем. Правила игры создаются с полупрозрачной целью - проситель (предприниматель) всегда находится на нижнем ярусе порога, он всегда должен чувствовать свою зависимость от представителя государства. Почти во всех статьях законов и инструкций в императивном виде записано, что предприниматель всегда «обязан» и «должен», причем по максимуму. Чиновник же входить в положение просителя ничем не обязан, разве что в благих пожеланиях и призывах к вежливости в «Кодексе о чести». Представляете, сколько времени ждут решения многие бумаги, которые в действительности требуют только минутной подписи. Но в них требуется лишь заглянуть, вникнуть в суть пустяковой проблемы.
Была так называемая «дачная амнистия», но она не облегчила мытарства пенсионеров, вынужденных дособирать кучу документов, требующихся при смене владельца участка, разрабатывать топопланы, проекты и пр.
Оказывается, даже пустяковая деятельность человека, взявшего в руки лопату, по действующему Экологическому кодексу страны (п. 1 ст. 36) предусматривает обязательную оценку воздействия на окружающую среду, проект которой составляется специализированной организацией или физическим лицом, имеющим лицензию. Парадокс заключается в том, что такой оценке подлежат и природно-защитные мероприятия - например, по ликвидации заброшенного колодца или неработающей скважины с минимальными усилиями труда и весьма малым привлечением технических средств. Обязательно требуется этот проект еще и согласовать в установленном порядке с уполномоченными органами санэпиднадзора и промышленной безопасности. При этом обязательное условие - предоставление экспертизы безопасного выполнения тех мизерных работ, предусмотренных в проекте. Разумеется, сам проект содержит перечень мероприятий и условий безопасного выполнения технологических процессов, установленных специальными инструкциями. Для чего тогда экспертиза? Разве уполномоченный представитель этого ведомства промышленной безопасности не является специалистом в своем деле и не способен принять решение? Ведь по существу дела от него требуется только зарегистрировать объект, чтобы он был в поле зрения и контроля.
Получается так, что сам чиновник не в состоянии принять решение и взять на себя даже минимальную ответственность, а ознакомиться с содержанием малой части проекта ему не пристало. Пусть за него это сделает платный эксперт, который зачастую оказывается «племянником» или близким другом со своей рыночной нишей. Цена вопроса при этом возрастает до нескольких сотен тысяч тенге. Спрос рождает и предложение. Свой труд исполнитель-эксперт оценивает сам, конкуренция отсутствует.
И внешне кажется, что все в полном порядке, что государственная машина функционирует. Только нет удовлетворения у простых граждан и деловых людей, занятых полезным трудом, приносящим пользу им самим, обществу и государству. Они прекрасно видят и осознают тупиковый путь таких методов «совершенствования» системы управления с его постепенным переводом в «ручной» полусемейный режим. Именно в этом активно произрастают и интенсивно ветвятся корни и ветви деревьев коррупции, инфляции, всеобщего удорожания товаров и услуг.
К сожалению, без должного оперативного вмешательства руководства страны в наведение порядка и ответственности во всех звеньях государственного управления мы неизбежно придем к общей стагнации экономики и деградации всего уклада жизни общества. С такими правилами игры мы вряд ли продвинемся в число уважаемых, высокоразвитых и социально благополучных стран мира. Одних пожеланий и призывов к этому явно недостаточно.
Последние новости