Юрий БОНДАРЕНКО: Сражения с ветром

«Чересчур пристально всматриваясь в прошлое, можно свернуть шею, двигаясь по колдобинам настоящего»
25 ноября 2013, 09:47 |  Общество

Традиции и традиционность который уже раз становятся темой для досужих разговоров на самых разных уровнях. То, опасаясь экспансии салафизма, сравнивают хиджабы и традиционную одежду казашек, которые исторически и вправду не совпадали один к одному.

То в России, на думском уровне, начинают рассуждать о том, что хорошо бы ее официально именовать православной страной. А где-то рядом спорят о «нехорошей» Западной Европе, где и в хиджабе в университет не войдешь, и за появление с крестиком на шее в публичных местах могут быть неприятности.

По мне же за всем этим – сумятица и в головах, и в жизни. Вдумайтесь сами: чуть что воспевают традиции, пытаясь узреть в них панацею от всех наших бед, а традиционализм (подразумевая или прямо обозначая его исламским) рисуют пугалом, идущим рука об руку с терроризмом. Однако сами по себе традиции - и не панацея, и не пугало. Чересчур пристально всматриваясь в прошлое, можно свернуть себе шею, двигаясь по колдобинам настоящего. Ведь одно дело, когда элементы традиций - свадебных и иных - вплетаются в праздники или торжественные события, и совсем иное, когда мы касаемся обиходной жизни. Ну какая нам разница, в чем ходили казашки и русские до 1917 года или во времена ханов и князей? Да, русские бабы ходили в сарафанах  и кокошниках, мужики - в лаптях, я сам еще застал валенки и кирзовые сапоги. Так что же сейчас силком или по новому «великому почину» возрождать эту традицию? А вот, извините, панталоны даже в Европе поначалу надевали лишь жрицы любви - чтобы распалить дополнительными препятствиями мужчин. Порядочные же девушки считали их верхом неприличия. И что, следуя давней традиции, надо лишать дам исподнего?

С другой стороны, составляющими традиционных культур были и человеческие жертвоприношения (которым резко воспротивились и христианство, и ислам), и калым, и кровная месть, и право «первой ночи» - обычай, который были бы не прочь узаконить и современные баре, рядящиеся отнюдь не в костюмы наших предков. 

Так что же делать? Думаю, что нам и нашим соседям прежде всего нужно поменьше показной суеты. Официальное закрепление православности России может не только резко отшатнуть маятник, который со временем с той же силой двинется в обратную сторону, но и подтолкнуть Казахстан и постсоветскую Среднюю Азию к отходу от светскости, а значит, и к большему отдалению друг от друга. 

Что же касается одежды, то ведь и голые пупки  у нас не более традиционны, чем одежды арабов. Правда, на сегодня и то, и другое – пока еще пылинки, заносимые ветрами моды. А с ветром сражаться бесполезно. Сражались же когда-то со стилягами. Ну и что? 

Есть и более глубокие вопросы - такие, как правила поведения в современном быту, отношение к алкоголю, ночным клубам и многому иному. И здесь нам есть о чем говорить со служителями христианских церквей и мечети. Да и только ли с ними?  Ведь и экстремизм, включая религиозный - не просто «чужеземная зараза», но и реакция, на пороки и грязь той «светской» жизни», того «либерализма», в котором подчас усматривается эталон прогресса.