Вадим СОБОЛЕВ: Не учите нас жить...

«Говорили о том, что существует установка - штрафовать бизнесменов при любой проверке»
18 ноября 2013, 16:02 |  Общество

В Казахстане организована новая государственная структура – Агентство по защите прав потребителей. Считаю, это ожидаемый и нужный шаг. Каким он будет на деле - узнаем. А вот упразднение структуры госсанэпиднадзора меня удивило, мы больше привыкли к увеличению госорганов и численности их сотрудников - даже после операций по их оптимизации.  

С потребителями понятно. А как отразится появление нового контролера на малом и среднем бизнесе?

Недавно мне довелось участвовать в акции «Чиновник-Предприниматель», организованной облпрокуратурой. На встречи с сельскими бизнесменами приезжали представители надзорных и контролирующих органов, причем гости стремились, чтобы разговор был откровенным, с обоюдным интересом для участников. Прокуроры и специалисты не ограничились общими фразами, а разъясняли специфику проверок, права и обязанности проверяющих и проверяемых. 

Обсуждали запрет на проверки субъектов МСБ в течение трех лет после открытия. Предлагали освободить вновь созданные предприятия МСБ от налогов на эти же первые 3 года. Говорили о том, что, якобы, для контролирующих органов существует установка - штрафовать бизнесменов при любой проверке, иначе самих проверяющих могут обвинить в коррупции. 

Не прошли и мимо «стометровок» (в радиусе 101 м от детского или учебного заведения можно торговать спиртным, в радиусе 99 м уже нет, а сам порядок исчисления этих метров не регламентирован). Предприниматели жаловались, что вопрос этот отдан на откуп чиновникам, хотя есть ответ из Министерства регионального развития РК на запрос «АСПредКО» - о том, что законодательством в этом случае вообще не регламентировано применения запрета на реализацию алкогольной продукции. 

Насущными остаются вопросы правоприменительной практики. Кстати, в судах срок исковой давности - 3 года. Но налоговые органы имеют право подачи исков в течение 5 лет. Думается, сроки надо уравнять в 3 года, как это сделали в РФ.  

Я лично с удивлением узнал, что на обучение предпринимательской деятельности государство выделяет немалые деньги. По программе «Дорожная карта бизнеса – 2020» только на 2013-2015 годы заложено на эти цели 16 млрд тенге. По другим программам и по конкретным министерствам предусмотрены на курсы для бизнеса также кругленькие суммы. Причем некоторые ведомства не имеют прямого отношения к МСБ.

Недавно мне рассказали еврейский анекдот. Сидит нищий с табличкой «Помогите бедному арабу, беженцу из Сирии». Через несколько шагов – другой нищий с табличкой «Помогите бедному еврею». «Арабу» деньги бросают охотно, и даже в пику «еврею» - вдвойне, а у самого «еврея» шляпа пуста. Подходит чиновник, денег не бросил, но начал поучать «еврея», как ему лучше просить милостыню. Когда чиновник отошел, «еврей» поворачивается к «арабу» и возмущенно воскликнул: «Мойша! И этот поц будет учить нас бизнесу!?»

Я думаю, предприниматели сами лучше знают, что для них нужнее. Не буду судить о том, насколько эффективным будет использование государственных средств, направленных на обучение предпринимателей. Но думаю, что субъектам МСБ ослабление бремени проверок нужнее, чем изучение основ маркетинга или консалтинга.