Вадим СОБОЛЕВ: Право на 15 минут

«Не будем же мы в реальности делить законодательство на северное и южное?»
12 ноября 2013, 07:20 |  Общество

Неделю назад в мажилисе заместитель министра МВД Амантай Куренбеков представил проект Уголовно-исполнительного кодекса РК. До этого, в течение года альтернативные проекты УИК предлагали общественные объединения: «Международная тюремная реформа в Центральной Азии», «Коалиция НПО Казахстана против пыток» и «Казахстанское Международное бюро по правам человека и соблюдению законности». 

Часть предложений правозащитников была учтена и в проекте МВД, но в целом направленность на его приведение к международному праву или хотя бы к нормам Конституции РК не прослеживается. Это касается и уголовного законодательства в целом. Даже заместитель Генерального прокурора РК Иоганн Меркель озвучил предложение о том, что конфискация имущества в ряде случаев будет возможна до вынесения приговора суда. «Без обвинительного приговора суда нарушается и конституционный принцип презумпции невиновности, поскольку имущество конфискуется у лица, еще не признанного судом виновным. Мне эти «идеи» кажутся весьма сомнительными с правовой точки зрения», - сразу прокомментировал  правозащитник Евгений Жовтис.

С одной стороны мы перенимаем понятия «сделка с правосудием» и обязательное зачитывание прав задержанному, с другой - предлагаем рассмотреть вопрос о сокращении количества процессов с участием присяжных заседателей, исходя из «особенностей национального менталитета»: дескать, на юге население - сплошь родственники, а потому присяжных избирать не из кого. Но не будем же мы в реальности делить законодательство на северное и южное? 

Мнение правозащитников и МВД совпали в вопросе перевода содержания осужденных с отрядного на покамерное. Но за последние 10 лет в стране построили лишь 3 учреждения с покамерным содержанием - в Атырауской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областях. В них отбывают наказание 1490 человек или 3,5% осужденных. Как тут не вспомнить историю со строительством тюрьмы для пожизненно осужденных, когда в итоге оказалось, что и тюрьма не построена, и деньги «рассосались». Планируется еще строительство арестных домов, а в Караганде заложена «элитная» тюрьма по всем международным нормам стоимостью 25 млрд тенге. Где деньги брать? Вот и ходят разговоры о передаче ряда учреждений в частные руки - вроде и опыт западный есть соответствующий. 

Мне лично непонятно предложение МВД лишить осужденных права получения посылок. Не доверяют своим контроллерам? Опасаются передачи оружия и наркотиков с воли? Наверное, большим достижением разработчики проекта считают право на телефонные переговоры не «до 15 минут» (в этой норме присутствует вероятность вмешательства администрации), а ровно на 15 минут. 

Положительным, давно ожидаемым сдвигом является принятие «Национального превентивного механизма», направленного на предупреждение пыток и других жестоких, унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания. Согласно НПМ, места лишения свободы смогут проверять члены общественных объединений, юристы, психологи, социальные работники, врачи. При этом их отбор в качестве участников НПМ будет производиться специальной комиссией при Уполномоченном по правам человека.