Юрий БОНДАРЕНКО: Ох уж эта красота!

«Однотипные мамзели, чуждые образу женщины-матери, превращаются в образцы для подражания»
11 ноября 2013, 10:19 |  Общество

Завершился очередной мировой конкурс красавиц, расцвеченный мировыми же СМИ. Я не красотовед, а всего лишь преподаватель университета. Но так случилось, что в свое время редактор одного из московских изданий предложила мне написать статью об этом. И оказалось, что материал о таинствах и кульбитах красоты шел мне в руки всю жизнь. Так родились несколько популярных книжек, а вместе с ними – и  размышления обо всем этом, включая и конкурсы.

Первый импульс, первая мысль: такие конкурсы – движение к многообразию, к видению прекрасного не только глазами европейца. И это очень немало. Ведь стало доходить до того, что в некоторых странах Азии девицы стали идти на пластические операции, чтобы больше походить на европейских конкуренток. Хотя, казалось бы, очевидно: прелестницы способны обладать и разными чертами лица, и различными оттенками кожи.

Но стоп! Превращенные в шоу, конкурсы красоты стали превращаться в Прокрустовы ложа, сплющивающие, деформирующие представления о прекрасном и о том, что связано со здоровьем и максимально эффективным функционированием человеческого организма. Более того, реальному, живому разнообразию в таких конкурсах остается все меньше и меньше места. И ведь это все ретранслируется, внедряется в сознание и подсознание! Однотипные, словно клоны, мамзели, чуждые образу женщины-матери, превращаются в образцы для подражания. 

А ведь по стопам взрослых конкурсов идут конкурсы «детской красоты». Конечно, каждый имеет здесь право на свое мнение, но я лично – решительно против такого рода шоу с участием детей. Ведь это же не собачки и кошечки. Это те, которым предстоит расти и вступать в очень непростую взрослую жизнь. Акценты же на внешнем, преходяще летучем и очень условном, искусственном ослабляют устойчивость к испытаниям, к серьезной борьбе за себя самого. Не за «успех» в его упрощенном понимании, а именно, за себя, как за личность. Ведь дунь только на все эти, становящиеся самоцелью, прелести – и они облетят, как одуванчик, не останется ничего, за что можно было бы держаться в этой жизни. И это при том, что сами-то ценности очень искусственны. Например, можно как угодно относиться к культуризму, но культуризм мужской, хотя бы в идеале, связан с представлениями о здоровье и силе. А эталонная красота в ее нынешней, сплющенной форме? Она не только убийца самой идеи многообразия (того самого много- и разнообразия, без которого немыслима реальная, а не теплично-комнатная жизнь), но и враг здоровья. Ведь в нас вдалбливают эталоны красоток, которые далеко не лучше других пригодны к труду, либо материнству.

Добавьте к этому бесчисленные шоу-пародии – от сериалов до телезрелищ, где уже мужчины бесконечно наряжаются в женские наряды. Как, например, в последнем шоу «Повтори», где талантливому актеру (который уже раз) волею жребия довелось изображать Пугачеву, да так, что в памяти не осталось ничего, кроме ярко накрашенных губ. И к какому банальному, но печальному выводу мы приходим? К тому, что нас всех вовлекают в страшнейшую и разрушительную войны против самой человеческой природы, против естества, выдавая эту войну за приобщение к ценностям мировой цивилизации. И сможем ли мы остановиться?