Евгений ШИБАРШИН: Союз на рубеже

«Пора создавать механизмы контроля над исполнением договоренностей между странами ТС»
29 октября 2013, 13:51 |  Общество

Президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ на недавнем заседании ЕЭК в Минске заявил, что в работе комиссии (Евразийская экономическая комиссия стран-участников Таможенного союза – «НГ») «наблюдается явная политизация, распыление средств, усилий на углубление интеграционных процессов». 

Казалось бы, обычное рабочее замечание о проблемах, сдерживающих поступательное движение к созданию ЕвразЭС, однако эти слова оказались знаковыми. Раньше с аналогичных совещаний доходила лишь информация типа «процесс идет нормально», а тут один из президентов возмутился: вместо того, чтобы работать  над реализацией ранее достигнутых договоренностей, ЕЭК занимается «явной политизацией». «Камешек» явно брошен в «огород» президента РФ Владимира Путина.

Все говорит о том, что процесс интеграции в рамках ТС подошел к какому-то важному рубежу. Это не кризис, но от ясного понимания глубинных причин накопившихся проблем зависит и успех в дальнейшем продвижении вперед. Несколько лет «притирки» России, Казахстана и Беларуси в Таможенном союзе, конечно же, еще недостаточны для того, чтобы все его участники были им довольны. Но, похоже, этот процесс вошел в ту стадию, когда в полной мере дали о себе знать изначальные мотивы, которыми руководствовались эти страны, учреждая ТС.

В этом смысле заслуживает внимания точка зрения казахстанского политолога Досыма САТПАЕВА, который считает, что для Казахстана Таможенный союз нужен был как «экономический проект», а Россия в нем нуждалась в качестве «геополитического инструмента».

Это не плохо и не хорошо. В данном союзе каждый ищет свою выгоду. Но я бы не стал абсолютизировать изначальные установки, так как экономика от политики отрывается лишь в умах людей. Тем не менее, различие в приоритетах действительно есть, и оно сейчас дает о себе знать. Иначе Назарбаеву не пришлось бы указывать на то, что Казахстану, несмотря на достигнутые договоренности, до сих пор не создали более выгодные условия для транспортировки через Россию нефти, газа и электроэнергии, не уменьшили железнодорожные тарифы. Хотя и поведение российских партнеров можно понять (но не оправдать): их страна в таком случае теряет часть доходов, потому и ждать особой прыти в исполнении договоренностей не приходится.

Нужны ли какие-то специальные меры для безболезненного перехода к следующему этапу евразийской интеграции? Учитывая, что изначально разные мотивы вступления в ТС для его участников - фактор объективный, то хотят члены Таможенного союза или нет, но разность в стратегии евразийского союзничества постоянно будет проявляться. Поэтому многое зависит от профессионализма и умения договариваться специалистов, работающих в Евразийской экономической комиссии.

Но и этого мало. Не обязательно собираться главам государств, чтобы упрекать друг друга в неисполнении ранее заключенных договоров. Пора создавать механизмы контроля над их исполнением. И тут не обойтись без создания надгосударственных структур. Однако для этого пока никто ни созрел. Более того – усиленное культивирование в Казахстане «антиимперских» настроений создает угрозу отката назад. В реальности это навряд ли произойдет, но заставит долго топтаться на одном месте.