Подсудимые пограничники не признали вину в вымогательстве взятки

Айдыну Игликову суд представил переводчика / Фото из архива "НГ"
28 октября 2013, 13:35 |  Криминал

Судебное следствие по обвинению сотрудников пограничной службы Жанибека Самратова и Айдына Игликова в получении взятки 28 октября началось с допроса потерпевшего Талгата МУРЗАХМЕТОВА.

Подсудимые заявили, что будут давать показания только после допроса всех свидетелей и потерпевшего. Последний проживает в г. Аксай Северо-Казахстанской области и является руководителем КХ «Мектеп». 

15 июля 2013 года я со своей знакомой пересекал пограничный пост «Кайрак», там меня остановили за то, что я пограничникам предъявил чужое удостоверение на имя Оспанова, - показал в суде Мурзахметов. - Сделал я это нечаянно, просто документ на имя Оспанова был у меня. Я сказал, что мое удостоверение находится у моей знакомой, а она уже прошла паспортный контроль, но меня никто слушать  уже не хотел. Проводили меня на второй этаж, приставили ко мне пограничника и сказали, чтобы ждал следователей.

Заявляя о том, что он нечаянно представил чужое удостоверение личности, потерпевший, мягко говоря, лукавил - еще 13 июля 2013 года Мурзахметова не пропустили через другой пограничный пост, так как в отношении него Есильский районный суд вынес решение об ограничении на выезд. Но Мурзахметову нужно было срочно попасть в Россию, чтобы купить запчасти на сельхозтехнику.

В суде он рассказал, как на пограничном посту устроили торги по выкупу удостоверения на имя Омарова.

- Пока сидел в ожидании приезда представителей из Костаная, каждый пограничник подходил и предлагал "решить проблему", - рассказал потерпевший. - Один предложил решить за 15 000 тенге, другой - за 10 000 тенге. Можно сказать,  что они буквально устроили торги по сумме взятки. Но потом приехали Жанибек и Айдын (сержант Жанибек Самратов и лейтенант Айдын Игликов - "НГ") и стали оформлять протокол. При этом показали мне Уголовный кодекс, где было написано, что мне грозит срок от 3 до 7 лет. Я испугался и спросил, нельзя ли как-то по другому разрешить вопрос. Мне ответили: «Почему нельзя? Можно». И показали на сотовый телефон. Тогда я написал в сотке, что у меня с собой только 30 000 тенге. «Смеешься», - прозвучал ответ. Тогда я написал цифру 100. Взмахом головы показали, что и эта сумма не подходит - мол, их трое вместе с водителем, который то и дело заходил и выходил из кабинета. Тогда  я написал 150. На этой сумме мы и сговорились. И они мне дали возможность найти эти деньги, звонить, кому захочу. При этом Самратов "маякнул" на мой телефон. Я уже знал номер его сотового. Я позвонил своей спутнице, которая сказала, что ничего они не получат и сейчас она позвонит в финансовую полицию.

Самратов и Игликов на служебной автомашине УАЗ войсковой части № 2031 подвезли Мурзахметова до Карабалыка и дали ему сутки на поиск денег. А дальше Мурзахметов уже имел дело с финансовой полицией, где его консультировали, обеспечили деньгами и сказали, чтобы он всю сумму разделил на две части: вначале дал 50 000 тенге, потом 100 000. Первую сумму, согласно материалам дела, Самратов попросил положить в его туфли. Передача второй части денег произошла в кафе «Сауле», там пограничников задержали с поличным сотрудники финполиции.

Как признался потерпевший, он на тот момент был уверен, что ему грозит уголовная ответственность, поэтому и готов был дать деньги. И только в ходе следствия узнал, что за свой незаконный поступок мог отделаться административным  наказанием. Теперь он отмечает, что из-за пограничников он несет материальные затраты.

- Каждая поездка в Костанай мне обходится в 7000 - 8000 тенге. А я ездил во время следствия, на очную ставку, вот и сегодня приехал в суд, - заявил Талгат Мурзахметов.