Часть "малых форм", установленных в Затобольске, оказались плагиатом

Скульптура в Затобольске Фото Николая Соловьева

Ольга КОЛОКОЛОВА

25 октября 2013, 09:56 |  Общество

Наконец-то стало понятно, почему чиновники не торопятся называть авторов, сваявших скульптуры для украшения парковых и пешеходных зон Костанайской области. В ряде случаев и сами художники наверняка не захотят озвучивать свою принадлежность к "формам". Причина проста - некоторые из "форм" позаимствованы у коллег по цеху.

По крайней мере две из нашумевших фигур обнаружились на набережной Иртыша в Усть-Каменогорске. Их продемонстрировал на своем сайте Владимир Соболев - ныне житель Астаны. Причем,  сделал он это весной 2012 года, за 6 месяцев до того, как "бабай-сутенер" и человек с гитарой заняли свое место на центральной площади Затобольска.

Скульптура Бари Алибасова на набережной Иртыша в Усть-Каменогорске. Фото Владимира Соболева

Причем, ваятелей затобольских скульптур совершенно не волновало, что в устькаменогорском варианте на скамейке с гитарой сидит Бари Алибасов, который родился где-то под Семипалатинском, вошедшим теперь в состав Восточно-Казахстанской области, чем его появление на набережной Иртыша и оправдано. Алибасов как-то даже к своему скульптурному изображению лично с цветами приходил. В нашем варианте на скамье - некий обезличенный человек.

Скульптура в Затобольске. Фото Николая Соловьева

И сама скульптура выглядит крайне небрежной ученической копией оригинала. Интересно, какая часть из 6,5 бюджетных миллионов, отпущенных акиматом Костанайского района на облагороживания поселка малыми формами пришлась на долю этого молодца? Мы постараемся это узнать в ближайшее время.

Некто с крылом и женской фигурой под ним является практически полным повторением устькаменогорского оригинала.

Скульптура на набережной Иртыша в Усть-Каменогорске. Фото Владимира Соболева

Правда, в условиях рекреационной зоны набережной он выглядит весело, забавно и уместно. 

Скульптура в Затобольске. Фото Николая Соловьева

У нас повтор вписали между налоговым комитетом и РОВД, что придало крылатому криминального подтекста, на который его реальный автор явно не рассчитывал. Такие вот странности творческого процесса. Весьма вероятно, что эти два случайно обнаруженные совпадения - не единственные. Ведь на сайте Владимира Соболева выставлены только пять снимков скульптур.

"НГ" ищет ответы на несколько вопросов. В курсе ли заказчик в лице акимата Костанайского района, что они  получили не оригинальные работы? Посчитают ли реальные авторы скульптур, что их авторское право нарушено? И последний - сакраментальный: кому отошли деньги, ведь создание копии и оригинальной работы не могут стоить одинаково.