Евгений ШИБАРШИН: Государство блефовало?
Отставка председателя Нацбанка РК Григория Марченко и назначение на эту должность вице-премьера Кайрата Келимбетова стало знаковым событием. Мотив «по семейным обстоятельствам», по которым ушел главный банкир Казахстана, всерьез не принимается. Все гадают: что за этим стоит в действительности?
Самое простое объяснение – после бури недовольства, вызванной пенсионной реформой, Марченко отработал отведенную ему роль мишени народного гнева и перестал быть нужным власти. К тому же, если после «перезагрузки» пенсионная система начнет давать еще большие сбои, будет на кого их списать.
Более сложную схему связывают с личностью Келимбетова. Исходя из того, что он не финансист, предполагается, что за назначением стоит желание одной из «групп влияния» получить прямой доступ к огромнейшим денежным ресурсам, которые будут сконцентрированы в ЕНПФ. При этом именно Келимбетова называют главным инициатором «переформатирования» пенсионной системы.
Вполне возможно, есть и то, и другое. Тут важнее выделить главное, что реально определит финансовую политику государства в ближайшее время. У Казахстана большие проблемы с инвестированием несырьевого сектора экономики. Этот сектор настолько мал, что в случае неблагоприятной ситуации на мировом рынке нефти страна может оказаться на пороге коллапса.
Сколько бы Назарбаев не уговаривал иностранных инвесторов вкладывать деньги в Казахстан, они осторожничают. Во-первых, проекты, которые у нас хотели бы запустить, для них сомнительны с точки зрения доходности. Во-вторых, ожидаемая смена власти создает ситуацию неопределенности, а в таких условиях финансовые риски также возрастают.
Но зачем ходить по миру с протянутой рукой, если в своей стране на счетах частных НПФ лежат «неприкаянными» несколько триллионов тенге? Выход один – государству забрать их в свои руки и распоряжаться по собственному усмотрению. Что и делается сейчас слиянием активов частных НПФ в Единый накопительный пенсионный фонд, которым будет оперировать Национальный банк.
В таком случае распоряжаться этим деньгами лучше не финансисту, каковым был Марченко, а экономисту в лице Келимбетова. Тем более, если судить о его инициативах в правительстве, Келимбетов склонен расширять государственное влияние в экономике.
Объем денег в ЕНПФ будет в таких размерах, что исполнительная власть получит второй бюджет, которым будет распоряжаться без вмешательства Парламента. Именно этого инициаторы, видимо, и добивались, ломая прежнюю накопительную систему. Поэтому ссылки на то, что частные НПФ не давали нужного дохода, чтобы сберечь вклады будущих пенсионеров, были блефом. Да и то, что теперь государство, взяв на себя управление пенсионными вкладами, в первую очередь будет озабочено инвестиционной доходностью ЕНПФ – иллюзия. Оно будет вкладывать деньги в малодоходные «стройки века», а потерю вкладов от инфляции, как и прежде, компенсирует из бюджета. Эта практика грозит стать постоянной (и в больших объемах), что означает: Казахстан перешел к смешанной пенсионной системе.
Последние новости