Вадим СОБОЛЕВ: Дневной надзор

«Нам во всех отраслях нужен общественный контроль. Легальный, имеющий законные механизмы взаимодействия с госорганами»
3 сентября 2013, 13:36 |  Общество

Слышали ли вы о такой организации – «Казпотребнадзор»? По названию можно отнести ее деятельность к советским временам, на память приходит «Казпотребсоюз» и т. п. Но это довольно молодая общественная организация, действует она с 2010 года и объединяет в основном молодежь. Энергичную, активную, неравнодушную. 

Перечислю ряд акций «Казпотребнадзора» (КПН). Рейд по алматинским поликлиникам с целью покупки больничных листов. По итогам общественники объявили, что в 5 из 10 поликлиник Алматы можно приобрести бюллетень, стоимость которого варьируется от 2000 до 6000 тенге. Руководство управления здравоохранения подало в суд на КПН и «31 канал», который освещал эти события, заявив, что на видеозаписях, предоставленных участниками акции, не видно, где происходило действие. Но после первой встречи в суде чиновники отозвали иск. 

«Казпотребнадзор» активно выступал против повышения пенсионного возраста для женщин и ограничения декретных выплат, искал причины роста цен на продукты первой необходимости и услуги сотовой связи; предлагал ввести налог на роскошь и декларацию расходов для чиновников. Это помимо локальных, в масштабах Алматы, мероприятий. 

Приходилось ребятам защищать и самих себя, когда в Казахстане предложили создать государственный орган по защите прав потребителей с аналогичным названием. Тогда ОО «Казпотребнадзор» пришлось отстаивать свой бренд. 

Конечно, не все так просто и гладко. На мой взгляд, активисты КПН иногда увлекаются, слишком поспешно и поверхностно подходят к проблемам. Но работа их полезна для людей и для развития гражданского общества.

Кстати, я и сам когда-то работал в обществе защиты прав потребителей, так вот - очень многие обратившиеся считали, что нашу работу оплачивает государство, а потому мы должны защищать их интересы бесплатно. У казахстанцев, особенно пенсионеров, сохранилось убеждение, что есть у нас госорган, который безвозмездно защищает права потребителей. Такой орган есть в России – федеральная служба, осуществляющая надзор за продавцами и услугодателями и охраняющая права потребителей. Я считаю, что в РК также должна быть подобная государственная организация. 

Помню, руководство ОО «Казпотребнадзор» давало объявление о приеме на работу представителя  КПН по Костанайской области, но, видимо, не нашло подходящей кандидатуры. Иначе мы бы слышали о нем, поскольку на такой работе человек не сможет тихо-смирно сидеть в офисе.

Нет у нас и филиала другой общественной организации - фонда «Аман-Саулык», уделяющего много внимания мониторингу сферы здравоохранения и защите прав пациентов. Этим летом в Алматы мы поспорили с юристом фонда по этому поводу. Он утверждал, что во всех областях нашей страны есть филиалы «Аман-Саулык». И проспорил. 

Нам во всех отраслях нужен общественный контроль. Легальный, имеющий законные механизмы взаимодействия с госорганами, чтобы выявленные нарушения могли устраняться. Чтобы не пришлось выбирать из двух вариантов: либо огульная необоснованная критика, либо безудержное неоправданное восхваление. Чтобы была реальная будничная работа общества и государства на общее благо.