Евгений ШИБАРШИН: На перекрестке интересов
Состоявшийся на прошлой неделе III саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств у экспертов вызвал более пристальное внимание, чем предыдущие. Причина в том, что президенты Казахстана, Азербайджана, Кыргызстана и Турции обсуждали вопросы сотрудничества в сфере транспорта и упрощения таможенных процедур.
Не означает ли такая повестка, что Казахстан решил внести коррективы в ранее провозглашенный курс на создание Евразийского экономического союза? Если вспомнить обострившуюся внутри страны критику Таможенного союза, такой вопрос вполне уместен.
Если говорить об экономической составляющей внешней политики Казахстана, то его участие в названной организации не противоречит взаимоотношениям с Россией и Беларусью в рамках ТС. Тюркоязычный совет создан по инициативе Нурсултана Назарбаева в 2009 году. Изначально речь шла о развитии отношений между его участниками в культурной и научно-технической сферах. Но уже на первых саммитах глава Казахстана заговорил о необходимости расширения экономических отношений. Навряд ли он имел в виду увеличение импорта турецкой одежды, обуви и чего-то еще, что можно завезти из других стран. Казахстану нужен был транспортный коридор для выхода к Средиземному морю. Как, впрочем, и Азербайджану. А Турция, бедная на энергоносители, нуждается в нефти. Чем не основа для расширения деловых связей?
Все эти моменты партнерам Казахстана по ТС союзу понятны и наверняка принимаются ими, как должное. Другое дело – геополитические интересы, которые сталкиваются в Центральной Азии между крупными мировыми игроками: США, Евросоюзом, Россией и Китаем. Поэтому «заигрывание» Казахстана с Турцией не может остаться без внимания России. Уж не поэтому ли Нурсултан Назарбаев сразу же после азербайджанского саммита полетел в Сочи, где встретился с Владимиром Путиным? Вроде бы его пригласили на международный турнир по боевому самбо, но отчего бы не обменяться мнением по поводу переговоров выше упомянутой «четверки»...
Иногда Турцию называют «рукой Вашингтона», однако по части лидерства в некоторых регионах у нее есть и собственные амбиции. Другое дело, что в современном мире реализовать их с помощью оружия, как это удавалось в былые времена, уже не так просто. Поэтому для экспансии используются новейшие способы. «Вползание» Турции в Казахстан тому пример.
Хорошо это или плохо – отдельный разговор, но для любителей рассуждать о необходимости сохранения независимости нашей страны в девственном состоянии не грех об этом лишний раз вспомнить. Хотя турецкие политики, в отличие от российских, еще не предлагают создать «тюркский» парламент, но разве им безразлично, кто придет к власти в Казахстане после Назарбаева? Равно, как и бизнесу европейских и американских компаний, чьи деньги вложены в экономику Казахстана? Не говоря уж о России, имеющей общую с Казахстаном границу и миллионы соотечественников, живущих на его территории.
Так получается, что экономика и здесь - нравится это кому-то или нет - тесно вплетается в политику. Казахстан волею истории оказался на перекрестке интересов, и как он пройдет его, еще неизвестно.
Последние новости