Вадим СОБОЛЕВ: Победа над наукой
Президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ во время визита в ВКО заметил: «Сейчас мне докладывают, что территорию полигона возможно использовать. Там 1,5 млн га земли. Сейчас ученые, наши и российские, говорят, что там нет радиации и возможно ее использовать».
Ещё 2-3 года назад специалисты Национального ядерного центра предлагали считать территорию Семипалатинского полигона очищенной от радиации к 2021 году, очередной годовщине его закрытия. Очень научно, что сказать. Тогда руководитель одного из научно-исследовательских подразделений НЯЦ, отчаянно жестикулируя, заявлял журналистам, что на землях полигона, в своем опытном хозяйстве, сотрудники вырастили крупные и вкусные помидоры, он их сам ел - и ничего. С тех пор в эфире его я больше не видел, но идея осталась живой. Даже живучей.
А российским ученым даже публично помидоры есть не пришлось - посчитали, наверное, целесообразным и экономически выгодным использовать такие большие территории в хозяйственном обороте союзного Казахстана, и все.
Две мгновенные ассоциации, навеянные заявление главы государства. В одном из старых монологов Ефим Шифрин, говоря о загадках портрета Мона Лизы, ехидно замечал: «В левом углу картины мы видим стаю птиц, которых в течение 500 лет все западные специалисты считали колибри, но наши советские ученые с легкостью доказали, что это дикие утки!» И еще стишок мне вспомнился: «Течет вода Тобол–реки, куда велят большевики». У меня сразу родилось в том же духе, на манер частушки: «Мы субботник провели и уран весь подмели/ Сей пшеницу, скот паси. Чародеи НЯЦ НИИ».
Неужто наши ученые, как и раньше, не только посрамили Запад, но даже победили саму науку? Наши спецы выше законов химии и физики? Даешь выполнение и перевыполнение плана, нечего ждать милостей от природы, досрочно и торжественно объявим полигон очищенным от радиации! Ура!!!
Вот так легко предполагается условно-досрочное освобождение ядерного полигона от радиации. Условное, поскольку рядовой гражданин все равно не в состоянии проверить химический состав почвы и воздуха. Это пусть США и Франция свои бывшие полигоны консервирует на 500 и 1000 лет, а в Казахстане всегда готовы перевыполнить планы.
За 40 лет существования полигона было произведено не менее 456 ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе не менее 30 наземных ядерных взрывов и не менее 86 воздушных. Были проведены также десятки гидроядерных и гидродинамических испытаний. В опасных зонах бывшего полигона радиоактивный фон до сих пор доходит до 10 000 - 20 000 микрорентген в час. Согласно научным данным, активность радиационного излучения плутония равномерно снижается наполовину каждые 24 тысячи лет (происходит полураспад). И только через десятки тысяч лет радиационный фон земель в виду Семипалатинского полигона сравняется с природным.
Думаю, есть основания полагать, что некие ученые подают президенту не совсем достоверную и совсем не научную информацию. Желание видеть земли полигона чистыми и приносящими прибыль похвальное, но оно не может победить законы науки и природы.
Последние новости